ПОРТРЕТ ЛИБЕРАЛА: ПОСТАВИМ ДИАГНОЗ
1. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ПСИХОТИП
Первое и главное: либерал старого разлива ужасающе неадаптирован социально по причине полнейшего неумения и нежелания зарабатывать деньги. При СССР он был младшим научным сотрудником в совершенно бесполезном институте вроде «НИИ по изучению апартеида» и хотя ворчал на свои жалкие 130 брежневских рублей жалования, жил вполне сносно и мог каждый год ездить в Феодосию или Палангу. Когда халява кончилась - остался не при делах. Заниматься бизнесом страшно (там сплошные бандиты), ручной труд презираем, а с творчеством ничего не получается (за пятисотстраничный плохой роман о ГУЛАГе пишущийся в стол теперь деньги никто не заплатит).
В постперестроечные годы бедствовал, в конце 90-х осел в каком-нибудь фонде «по изучению проблем демократии» или при «музее Сахаровского института». Ужасно боится, что кэгэбэшники их скоро закроют и опять придется искать способ, как заработать, не делая ничего полезного и ничего не производя. По психотипу - существо «женское», «страдательное», ему всю жизнь что-нибудь причиняли: в школе, в институте, на работе. Обвиняет в этом не собственную пассивность, а «совок», «кровавое гэбье», «систему», «наследие тоталитаризма» и так далее - всех, кроме самого себя. Враг всегда неперсонифицирован и абстрактен, поскольку «совком» может казаться как пьяный гопник, так и
толстая бюрократическая тетка из ЖЭКа. Боязнь вызывают и гопник, и ЖЭК.. Мировоззрение вытекает из психологической пассивности - «Ах, причините мне истину». Истина бывает только отрицательная (причинительная): репрессии, психушки, лагеря, голод, расстрелы и т.д. и т.п. Любые положительные факты не воспринимаются органически: если было (есть) что-то хорошее, то почему Я (!) так плохо живу? Вместе с тем идеализируется все «европейское» - комплекс несбыточной мечты при полнейшем непонимании того, что в Европе такой бездельник тоже не владел бы виллами и яхтами. Любые действия (от создания собачьей площадки во дворе до строительства Газпром-сити) любой отечественной власти автоматически воспринимаются как враждебные - подсознательное ожидание «причинения» новых неприятностей. Одевается плохо, денег всегда не хватает, питается дешевыми продуктами, пьет дешевую водку. Живет в хрущевке, иногда в коммуналке. Соседей (совков и быдло) боится и ненавидит. Любит кошек, как животное доминирующее. Друзей давно растерял, наиболее успешным люто завидует. Семья чаще всего отсутствует (кто ж такое выдержит?). Круг общения - такие же бездеятельные неудачники, соратники по бесчисленным «демократическим объединениям», «советам по правам человека» и проч. Излюбленный вид отдыха - бдения у «Соловецкого камня», малочисленные митинги в защиту чего-нибудь, или конференции в «Сахаровском центре» где можно вволю потрепать языком и поделиться с единомышленниками своими горестями. Среди них много глубоко нездоровых людей: параноидальные комплексы опять же обусловлены пассивностью и неадаптированностью к обществу, вызывающему панический страх: такие на «Марши несогласных» ходят с плакатами, красочно повествующими о квартирных психотронных ГУЛАГАх. Эти - наиболее опасны.
Все сорока-пятидесятилетние женщины старолиберального типа неуловимо похожи на Новодворскую или Блавацкую - их хочется накормить и побыстрее выдать замуж за отставного военного-вдовца, который мигом приспособит к хозяйству. Те, что помоложе имеют пламенный взгляд, нервические манеры и громкий голос в стиле Юлии Латыниной. Все мужчины смахивают на Сергея Ковалева, Ю. Рыбакова или Коленьку Храмова, часто носят бороды. И те, и другие категорически нетерпимы к чужому мнению и могут слушать только самих себя.
2. КУЛЬТУРНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВИДА
Пристрастия в области культуры строго выборочны. Вспомним российское телевидение, когда в начале 90-х эта публика массово пришла на ТВ - ничего советского не показывали из принципа, гоняли только мрачный и никому непонятный авангард и американскую муть (приобщали "совка" к культуре). Кстати, "Карнавальную ночь" после многолетнего перерыва впервые показали только 1 января 1997. Любимая отрасль - дегенеративное искусство в любых формах. Старолиберал очень любит слова "перформанс" и "инсталляция": если какой-либо особенно больной на голову "творец" наложит кучу на Дворцовой площади и воткнет в нее перо павлина - это будет не хулиганством, а перформансом. Объект исследования восхищается любой ненормальностью, от выставки "Осторожно, религия" до выставки писсуаров, проведенной под знаменем "современного европейского искусства". "Черный квадрат" считает мировым шедевром.
Старолибералы восхищаются «лагерной эстетикой», хотя самое большее - попадали часа на два в отделение милиции за студенческую пьянку в 70-80-х. До сих пор воспринимают это приключение как подвиг в борьбе с режимом. В названии или оформлении ЖЖ обязательно фигурирует что-нибудь ГУЛАГовско-казенное вроде «заведомо ложные измышления» или «десять лет без права переписки». Банальный понос именуют «пеллагрой», любимый диван «нарами», а в магазин ходят за «пайкой». Основные источники информации по теме - «Архипелаг» Солженицына, мемуары Буковского и «Прогулки вокруг барака» Губермана, которые они ночами слушали еще четверть века назад по ВВС, плюс подшивки «Огонька» конца 80-х. Отлично знают, что означает в «лагерной» терминологии слово «спутник» и хотели бы попробовать его на себе, ибо в данной сфере обычно несостоятельны по пьянству или робости... Восторги от «лагерной» эстетики гармонично дополняются эстетикой эпохи «высокого диссидентства». Дома (обычно на стене кухни) обязателен портрет Сахарова. Если на даче или пустыре сумеют обрезать колючую проволоку и не уколоть пальцы, портрет Сахарова непременно в обрамлении веночка из колючей проволоки.
Помнят на память все подробности процесса Синявского-Даниэля и названия психушек, где лечили Буковского. Немало пьют, но пьянство только бытовое и неизобретательное. Алкоголиками себя не считают - алкоголики, это сантехник Петя, слесарь Вася или сосед, армейский майор - сиречь, совки и быдло. Представитель интеллигенции вульгарным алкашом быть не может по определению. Те, кто частично осознают собственный тихий алкоголизм, главным виновником полагают «режим», любой - от брежневского до путинского. По пьяни часто поют под гитару Галича, Визбора или «лагерные» частушки вкупе с «Ванинским портом», полагая жанры равноценными. Образование чаще всего гуманитарное, советское. Имеют привычку ругать его на чем свет стоит не взирая на абсолютную бесплатность такового образования и колоссальный объем знаний, которые при СССР вбивали в студентов старательно и с любовью.
Полностью отсутствует позитивное историческое мышление по отношению к своей стране. Вся история - это череда ужасов. Сначала самодержавие и крепостничество, потом «кровавая революция», «сталинский тоталитаризм», «застой» и так далее. Убежден, что в СССР все было плохо, даже ракеты взрывались. Относительно позитивно воспринимается разве что Петр I, и только потому, что «заставил брить бороды» и любил «европейское». Глубже бритья бород взгляд не распространяется. Религиозное утешение в большинстве случаев находят в «прогрессивных» американских сектах неопротестантского образца (от мормонов до пятидесятников) или махровой эзотерике - ищут тайненькое знаньице, а от слов об эзотерике «бесовские бирюльки для умствующих» с раздражением отмахиваются. Многие чтут Блавацкую и Рериха как пророков. Традиционные религии их не устраивают - за своей «тоталитарностью». Особенно ненавистны православие и католицизм, поскольку их доктрина категорически противоречит «общечеловеческим ценностям» и эти конфессии насаждают «мракобесие» и «возвращают средневековье». Все потому, что устоявшееся религиозное (рано и атеистическое) мировоззрение отсутствует - атеизм это признак коммунистического тоталитаризма, а религии при СССР не учили. Эти люди в конце 80-х первыми пошли в Свидетели Иеговы и Муниты - во-первых это западные (следовательно «продвинутые») религии, во-вторых там обещают открыть ТАЙНУ. Дисциплина обычных религий вызывает возмущение - это нарушение «свободы индивидуума». Какой нафиг, пост? Хочу - читаю мантры, не хочу - не читаю мантры... Идеалом общественного устройства является абстрактная «Европа», в которой описываемый субъект никогда не был по уже упоминавшейся причине социальной неадаптированности - денег у него нет, поэтому все сведения о «Европе» черпаются из глянцевых брошюрок всяко-разных «гуманитарных» организаций и фонда Сороса 99% в армии не служили, а само слово «армия» ассоциируется исключительно с «неуставными отношениями», «комитетом солдатских матерей» и нелюбимой НВП в советской школе, где заставляли ходить строем. Особую нелюбовь питают к военным (тупые), сотрудникам МВД (мало того, что цепные псы режима, так еще и взяточники), систему правосудия именуют исключительно «Басманной». Обожают писать письма в различные еврострукттуры, откуда чаще всего ответа не получают. Убеждены, что подобного рода кляузы - это борьба за права человека. Евросутяжничество - один их главных признаков либерала.
Написал выдающийся gunter_spb