Отсюда 600-й Кенворт, начало нулевых годов.
Встретил его на ярде локального шапа в Миннесоте. Кто-то из местных дедов окончательно вышел из бизнеса…
***
Кенворты и Питербилты тех годов выпуска считались очень долговечными машинами. Бизнес-модель их использования предполагала эксплуатацию на протяжении 15-20 лет, до появления усталостных трещин в раме. А не до сгнившей проводки, как на современных моделях.
Тогдашний трак стоил в районе 80к баксов. По нынешнему курсу это 250к примерно. Самое смешное, что цены на перевозку в то время были примерно те же, что и сейчас - 2 бакса за милю. При стоимости соляры где-то доллар за галлон. Драйверам платили 20-25 центов, то есть 0.8-1.0 бакса за милю на современные деньги.
Овнер, покупая машину, первые несколько лет выплачивал ее. Потом еще лет пять ездил до капиталки, меняя в основном всякую мелочь. Потом капиталил и ездил еще лет 7-8. Дальше или менялся мотор, или покупался новый трак.
Коробка Итон 13х ходила до 2 млн миль, требуя только замены подшипников первичного и вторичного валов примерно на миллионе. Мосты с дифференциалами ходили до трех миллионов. На счет сцепления не помню, но оно достаточно легко менялось и стоило не безумных денег. То же самое можно сказать о топливном насосе и навесному к мотору.
В общем, купленная один раз машина могла легко отслужить двум поколениям владельцев, и еще какое-то время после этого поработать разьездным трачком на ферме, не уезжая далеко от дома.
Кардинальный перелом в характеристиках американских траков произошел на рубеже нулевых и десятых годов. Точнее, с 2007 по 2012 примерно. Широкое внедрение систем очистки выхлопа, представлявших собой очень сложные в конструкции и в ремонте электромеханические системы, привело к тому, что ресурс моторов и их ремонтопригодность стали катастрофически снижаться.
Логического конца этот процесс достиг с внедрением норм выбросов ЕРА-21, после появления которых соответствующие им моторы стали с трудом доезжать до полумиллиона миль.
Производители и эксплуатанты тяжелой техники за последние несколько лет, пришедшихся на время правления администрации Байдена, неоднократно указывали на то, что переход к еще более жестким нормам выхлопа ЕРА-27, которые эта администрация одобрила, приведет к полной потере работоспособности хайвейной грузовой техники. Что сделает невозможным существование отрасли грузоперевозок в Америке в том виде, в каком она есть сейчас.
Голос экспертного сообщества услышан не был.
По счастью, результаты выборов расставили все точки над соответствующими буквами. Упорно проводившие всю эту антинаучную и абсурдную с точки зрения техники и экономики политику люди будут вышвырнуты из своих кабинетов. Кто на пенсию, кто просто на рынок труда, а кто и за решетку.
Надеюсь, что их места займет кто-то более адекватный. А траки станут хотя бы чуть-чуть более надежными. В идеале - вернувшись к состоянию середины десятых годов, когда их выхлоп уже стал довольно чистым, а ресурс снизился еще не так радикально.
Кстати, именно это и есть часть концепции возврата к былому величию Америки. Только осознать происходящее способны далеко не все.