Пишет мой друг, летчик Канадских Королевских ВВС. Рассказ относится к периоду его службы в качестве офицера управления вооружением на борту патрульной "Авроры".
*****
Девку из Fisheries and Oceans Canada нам дали красивую в экипаж на миссию по патрулированию береговой экономической зоны. Как она склонялась к экрану, какая попа....
Капитан на месте ACSO* всё правильно просек, и специально ей начал показывать на экран, чтобы она поближе придвигалась к нему. Ух, какая же красивая попа, и талия.... Блондинка.
Бортинженер дергает на себя рычаг флюгирования ENG1. Бррррр. Винт встал. Самолёт рыскнул влево после флюгирования первого. Я не смотрю на них, не могу, я к ним спиной. Но по возгласам "Wow", "Ooooh", понимаю, что она видимо на рывке упала на ACSO, обняв его. Все обзавидовались.
Снизились до 1000 фт - минимальная безопасная над океаном в режиме loitering* с двумя выключенными. Флюгируем четвертый и засекаем время по таблице. Масло в остановленных двигателях греется другими, верно, но только не во втулке винта. Поэтому смотреть надо по таблице зависимости времени патрулирования от температуры наружного воздуха. Иначе потом не выведем из флюгера и не запустим. Время пошло.
Под ногами льды и черная вода. Бесконечный простор льдов и воды с одной стороны, и заиндевелые берега с другой. Родина белых медведей....
Вошли в зону патрулирования:
- On station!
AESOP* выпускает шар электрооптики из носа, и начинает крутить им вправо и вперед, подзывая девку с золотистой косой. Комбез на ней синий, туго утянут ремнями вокруг талии. Ну да, знала куда идёт. Подразнить мужиков и наловить взглядов, всё в копилку женской гордости и короны на голове. Ну и это же её работа, верно.
Так, ладно. Смотрим и ищем. Записываем данные состояния водной поверхности, количества льда, метеорологические параметры атмосферы. Всё это уходит в метеоцентр, и далее по всем гражданским получателям. Мы для них в этом районе Арктики часто единственный источник достоверной метео информации в нижних и средних слоях атмосферы.
- Время патруля на выключенных?
- Ещё 30 мин можно. А вообще холодно, пора бы запускаться, пока коки винтов совсем не обморозились. Потом перекладываемся*.
Далеко справа впереди те двое выхватывают какое-то судно. Китобой? А что за дерьмо за ним на километры тянется? Так, надо снижаться, но нижняя безопасная на 2-х работающих 1000 фт. Ну время как раз подошло по таблицам. Можно оставить один из четырёх выключенным, как до этого и делали, но если предполагается интенсивное маневрирование у поверхности, а задачи жесткой экономии топлива не стоит, то нам всем комфортнее иметь работающими все четыре. Если что, подсядем на дозаправку на нашей ближайшей Арктической передовой базе.
Маркируем цель на экране и уходим подальше в сторону для запуска двигателей, чтобы не вспугнуть этих чертей раньше времени.
- Ну что, всё в норме, все готовы?
- В норме, кэп, цель на 5 часов, давай вправо на курс 045, потом я тебя доверну влево им на корму.
Ныряем вправо, со снижением. Ух, люблю я эти горки, ещё с Ирака и Афганистана. Девушка сидит пристегнута? Да, молодец.
Кто сказал что нижняя безопасная над океаном 200 футов? Днём? В визуальных условиях? Да ладно! Ща пройдем вровень с корабелем, всем приготовиться, ракетно-торпедный отсек открыть...
- Чиииз, уроды!
Проносимся мимо охуевших браконьеров с открытым ракетно-торпедным отсеком с креном влево - показать что у нас там не пусто - с одновременным набором высоты. Рисковать нет дураков. Все армии мира прекрасно усвоили урок катастрофы ТУ-16 ВМС СССР, когда они решили полихачить и задели за волны законцовкой крыла на развороте.
С "мяча" картинка записана*, фото оттуда же можно снять. Но что за след за ними на километры? Это не наша работа, это должны делать "красные" из Transport Canada* Surveillance Program (NASP) - у них и РЛС под брюхом на это заточены, да ещё в ультрафиолетовом диапазоне. На нашей же 104-й машине, как и на 107-й, ничего этого нет, да и вообще это «простые» патрульщики без доработок Block 4. Дешевые клоуны в правительстве и их подсоски в штабе RCAF решили, что так они сэкономят охулиарды денег. А про снижение операционной гибкости и общей готовности применения сил это левачьё не слышало, нет? Ну-ну...
Ладно, раз такая красавица просит, то никак невозможно отказать. Делаем круг и заходим браконьерам в хвост еще раз. Вот они. Красота наша как из пулемёта серией отщелкивает кадры в иллюминатор своей цифровой фотокамерой, фиксируя все подробности происходящего у них на палубе.
Я смотрю на все это кино со скепсисом и раздражением. Я уже вижу, что твари сливают дерьмо, отработку и тухлятину в мои воды. Моим медведям и китам. В мою инопланетной красоты Арктику, в которую я ездил даже на машине и трогал руками лёд вечной мерзлоты. Однако нам нужны инструментальные доказательства загрязнения. И они уже вроде есть. Но я знаю, что наших бортовых средств недостаточно. У нас нет технических возможностей патрульных из NASP. Мы не на то заточены!
Частота морская. Выхожу в эфир.
- Судно "Магеллан 2", это морской патрульный самолет Королевских Воздушных Сил Канады, вы находитесь в территориальных водах Канады, загрязняете наши воды, фото и видео доказательства записаны. Береговая Охрана на пути к вам. Немедленно заглушите двигатель. Как поняли?
Хрен они чего поняли. Резко взяли курс на выход.
- Уходят они, ловите их мальчики!
- Кэп, Береговая Охрана будет через час, решение?
- Продолжай вызывать. Это же не Мид Ист, на запуск* не имеем права, сам знаешь.
Снова красавица:
- Ребята, можете им ещё раз показать Гарпуны? Я вызвала NASP и Береговую, скоро будут. У них по визуальному касатки на борту, разделывают!
- Дерьмо!..
- Вот ублюдки!
Вызываю, стандартный монолог. Ещё раз. Да похрен им. Чешут на выход. Бляди. Иногда жалею, что у нас нет возможностей советского патрульного Ан-72П - как бы дали из пушки по скотам, и хрен кто чего когда узнает. Снарядов много, списать легко, а океан - стихия серьёзная, мало ли какие корабли в нём пропадают...
Кэп снизился до предельно малой. Барашки волн несутся мимо со сверхсветовой скоростью. Хочется поджать ноги, так близко.... Пилотам тоже тренировка. Ракетно-торпедный отсек открыт, там у нас Гарпуны и Маки торпеды. Проносимся на атакующем курсе поперёк хода судна, показываем им нашу смерть.
- Looks like the’ve now slowed down, eh?
Да? Но не остановились вроде, как я посмотрю.
- Джессика, а где Береговая охрана?
- Расчетное на координаты один час! Они, что уйдут?
Ясное дело уйдут, красавица. Им же их ещё и догонять надо, а это не 1 час. Всё, кина не будет. Они знают, что мы не откроем огонь по ним. Скрипнув зубами, уходим медленно на высоту loitering, выключаем номер четыре.
В кокпите Кэп и бортинженер вяло переговариваются:
- Ну что, Тим, первый выключать будем?
- Ммм? Не, пожалуй не будем, топлива достаточно, пусть так идёт. Давай-ка, Саб, подвинься, пойду я проверю любовь*.
Джесс сидит понуро, облокотив локти на столик, уложив подбородок на ладони и пальцами обхватив лицо. Смотрит в экран на удаляющуюся отметку. Охотничий азарт дело такое. Особенно без ружья.
- Милая, ты начинай печатать рапорт, Transport их найдут и накажут всё равно, на своем уровне...
Как красива северная Атлантика. Льды, льды, льды... Белые и голубые льды и вода, уже не такая тёмная, почти черная, как бывает осенью, а тоже уже голубая. Почему так, интересно... А вон вдруг одинокий поселок с десятком строений и ледовой взлетно-посадочной полосой.
Арктика. Арктика...
_________________
* ACSO - air combat systems officer - один из штурманов, координатор и управляющий системами вооружения, видит всё, командует всеми (ну или пытается).
* loitering - так у нас называется режим длительного патрулирования над водой, когда выключаем один или два двигателя.
* AESOP - офицер управления бортовыми техническими средствами разведки и наблюдения, включая управление sheepdogs - пастухами (RQ4 и другие, поменьше).
* мяч - шар электрооптики EO/IR, он у нас в носу, выпускаемый, в отличие от американских "Орионов".
* красные из NASP - морской патруль территориальных вод Transport Canada National Aerial Surveillance Program, у них на DHC8 средства разведки и наблюдения заточены именно под это, включая РЛС бокового обзора и станцию обзора в ультрафиолетовом диапазоне для распознавания типов загрязнения вод. Самолеты окрашены в ярко красный цвет - Canadian Covert, как с подъебом прозвали эту окраску американцы, которые регулярно приглашают наших NASP патрулировать воды Мексиканского залива и Карибский бассейн.
* перекладываемся - запускаем внешние, выключаем внутренние.
* на запуск не имеем права - имеется в виду на запуск ракет.
* проверить любовь - check the Lav (lavatory) - «проверить гальюн», т.е. сходить туда сделать свои дела. Шутка в игре слов, “check the lav” звучит как “check the love”. Джессика в тот раз приняла это на свой счет, конечно, и очень смотрела на Кэпа. Кэп у нас крутой мужик, да. Как там женщины выражаются? Брутал?