Дудки-палки

Nov 11, 2010 16:39

Впервые за многие годы все деятели культуры Юрги наконец нашли общую точку соприкосновения. И профессионалы, и бездари, и независимые элементы одинаково не понимают, почему на протяжении уже столь внушительного количества времени управление культуры и кино администрации города возглавляет все один и тот же человек. Первые тихонько посмеиваются над главным фельдартмаршалом в Юрге, вторые, не скрывая, костерят ее, на чем свет стоит, третьи презренно отказываются с ней работать. Удивительное единение.

 






Последние же две недели работники учреждений культпросвета живут в своем роде надеждой на грядущие перемены. В администрации города начальнику соответствующего управления самым ясным образом подали знать, что в ее услугах не нуждаются - более того, областным департаментом рекомендовано не предоставлять госпоже Дудкиной другой должности в этой сфере. Здесь надо бы посочувствовать без пяти минут изгнаннице, да не получается - за шесть лет, которые она руководила ведомством с духовным и изящным наполнением, толком не сделано ничего выдающегося, чем можно вписать свое имя в историю.

Назначенная весной 2004 года на эту высокую должность, Елена Дудкина, наверное, искренне надеялась, что недостаток знаний, опыта и профессионального уважения придут к ней очень быстро. Хромов ведь даже брал с ряда директоров учреждений культуры чуть ли не расписку о том, что они помогут свежеиспеченной начальнице встать на ноги и освоить номенклатуру дел, введут в курс своей деятельности; не бросят в беде. Дудкина прекрасно освоилась и без них - чиновнику сегодня главное подружиться не со своими подчиненными, а с теми, кто стоит выше ее на ступенях вертикали власти. Так что помощь и уважение первых ей не пригодились - в нынешнюю модель градоуправления эти факторы не вписываются.

Поэтому она наверняка и сама знает, что очень ровно относятся к ней подчиненные. В кабинетах - на собраниях - и за его пределами - на мероприятиях - все, конечно, улыбаются; это не признаки хорошего воспитания, работа такая. А выходя из здания муниципалитета, вся дудкинская рать сразу же начинает эмоционально обсуждать новые управленческие решения и сумасшедшие идеи начальника своего ведомства. Про рингтоны же, которые установлены на мобильных на учетную запись с телефоном главной культурной дамы и вовсе нужно бы умолчать: у некоторых это пожарная сирена или негламурный рэп, а кто-то вообще опустился до цитирования отечественной киноклассики - да, она действительно не крашенная, это ее натуральный цвет...

Начнем с того, что обыватель представляет деятельность управления в немного ломаном свете. А именно: данные кабинеты в муниципалитете являются центром, где планируются городские мероприятия, то есть, по сути, такой функционал культ-массового сектора, если б подобный был под сенью главного здания в Юрге. Мягко говоря, совсем не так, но это вот обывательское представление последние годы воплощалось почему-то в управлении на ура; Дудкина, когда пришла в администрацию, узкому кругу лиц сразу же и огласила свою программу максимум - «Будем делать шоу!»... Между тем, главной и единственной задачей управления культуры и кино является обеспечение деятельности ряда учреждений, входящих в его сеть - это два музея и клуб, художественная и музыкальная школы, два досуговых центра и множество библиотек. Под обеспечением понимается буквальное: создание условий для работы многочисленного персонала, поддержка проектов учреждений, развитие материально-технической базы. От городских мероприятий, разумеется, никуда не деться - в Юрге нет, не было и никогда не будет продюсерских центров, способных на свои плечи взвалить организацию, например, какого-нибудь Дня города, а как его часть в прошлом году провели специалисты из ЮТИ ТПУ, видели, в общем-то, все.

В двух словах - скучнейшая и абсолютно не творческая работа. Более того, нужно постоянно находиться в состоянии стресса, сначала защищая перед депутатами целевые программы (среди которых, кстати, нет ни одного деятеля культуры - не стремятся они туда почему-то; и единственным за всю историю горсовета подобным депутатом так и осталась Жанна Федорова), а потом выбивать искомые средства через финотдел - как власть любого полета относится сегодня к культуре, прекрасно известно; для них она если не атавизм, то уж точно анахронизм. То есть руководитель должен быть в первую очередь хорошим менеджером и талантливым дипломатом - того ныне требует бюрократическая машина. Если бы не одно «но». Умение считать деньги и структурировать хилые их потоки в нужные русла именно в культуре, как в организме, в отличие от относительно статичных образования или медицины, более развивающемся, требует безукоризненного знания материала. А профильная тематика слишком широка - тут и библиотечное дело с музеефикацией и музейной педагогикой, здесь сценография и образовательные технологии. То есть вторичность и первичность учреждений явная: клубы, например, работают исключительно на настоящее, на мероприятия-вспышки, а музеи - только на будущее, что и определяет прерогативы.

Да и с человеческим фактором тоже все не просто - в подчинении начальника управления находится достаточное количество людей, от этого самого тонкого мира весьма далеких, но амбиций от этого не растерявших. И их нужно выслушивать, думая параллельно, где одному наскрести денег на великую книгу, как второй пошить платье и вставить зубы за казенный счет, а третьему изыскать средства на запись альбома... Это должность, в которой умение улыбаться необходимо более, чем где бы то ни было - культура ж все-таки, не пельменный цех.

В общем, здравствуй, невроз. Спросите у Елены Николавны, она подтвердит.

Разумеется, нельзя сказать, что за эти шесть лет Дудкиной не сделано совсем ничего. Изменились фасады двух городских музеев и центральной библиотеки, наконец произведен ремонт в досуговом центре «Современник» (где очень любят напрягать всех своим самопровозглашенным статусом «единственного очага культуры в пристанционной части города»), появилась новая современная детская библиотека взамен двух, приходящих в упадок... Но это строительство потемкинских деревень - на внутреннюю работу учреждения культуры, исходя из своей специфики, уже давно не видят необходимых средств. Но доживающий сегодня свое начальник, так тем не менее не считает; наоборот, данные заслуги ставит во главу угла, бросая среди окружения реплики навроде - «Я вот музею крыльцо отреставрировала, а Черемисина что сделала, кроме закрытия ТЮЗа?»

Зря она так. Между тем, людей, досконально знающих о проблемах культуры в Юрге, единицы и, если персонифицировать, фамилий будет всего четыре - это Черемисина, Дондерфер, Левина и Дорофеева. Еще был в контексте Толпыга, но его полтора года назад безжалостно выпилили из директоров художественной школы, заменив на человека, от мира изобразительного искусства весьма далекого, - коллектив теперь будет знать, чем чреваты внутренние бунты; очень по-юргински.

С Людмилой Ивановной все понятно - при ней город обретал свое лицо, каждый квадратный метр большинства из доставшихся в наследство нынешней власти учреждений культуры пропитан ее участием. В 99-м ее снова позвали в администрацию, когда ситуацию нужно было в прямом смысле спасать - одиозный ТЮЗ сжирал половину всех средств, выделяемых на культуру, - и Черемисина дважды вошла в одну и ту же воду. То есть выбор тогда был определенный: либо город сохраняет претендующий на звание профессионального крайне непрофессиональный театр, либо часть учреждений нужно было закрывать, бюджет не бездонный. Ширшов, руководивший в те годы администрацией, пригласил для этой операции по удалению опухоли именно Людмилу Ивановну - единственного человека в культуре Юрги, который бы смог осуществить процедуру безболезненно. Почему? Ее авторитет слишком монументален - и в городе, и в области; второй Черемисиной здесь пока не обнаружено.

Дудкину с Черемисиной вообще нельзя сравнивать, как бы некоторым этого не хотелось, - они не только представители разных поколений начальников, это олицетворение иных культур. Элитарной и массовой, если быть чуточку точнее; знания и обаяние против поверхностности и хамоватости. Впрочем, что там Юрга - областным департаментом культуры руководит подобная же Дудкина, и это, видимо, элемент государственной политики, где задачей как раз является не сохранение ценностей, а их тотальный развал.

...На пенсию Черемисину отправили пышно, обещали любить и помнить. И помнят ведь старую гвардию, очень своеобразно помнят - Людмила Ивановна, заливаясь смехом, рассказывала, как однажды ее пригласили на День пожилых людей, проводимый управлением для своих старожилов, но поздравили с «днем поживших». Все оговорки, как известно, несут фрейдистский смысл.

Нина Ивановна Дондерфер тоже когда-то была главной по культуре - в середине девяностых, когда на изящное и прекрасное из городского бюджета выделялась комбинация из трех пальцев. Но поняла - не ее это дело, предназначение кроется в другом. Сегодня она изо всех сил бьется за уникальнейший юргинский музей, аналогов которому нет нигде за Уралом. Левина долгое время была ведущим специалистом тогда еще отдела культуры и кино администрации города - при Черемисиной, например, и при целой плеяде начальников-однодневок, куда даже затесалась ФСБ-шная жена. Уход из муниципалитета в библиотеку, думаю, стал для нее облегчением - все-таки Лидия Матвеевна именно библиограф, и очень талантливый в этом деле человек. Дорофеева же более изолирована в краеведческом музее - Нина Николаевна сегодня своеобразный архивариус не только прошлого, но и настоящего, вырезанного цензурой.

То есть все на своих местах, их перемещение в администрацию нанесет урон учреждениям - незаменимые есть. Это титанические для города фигуры, в них закристаллизовалась Юрга, которую помнит «пожившее» поколение, когда профессионализм и талант еще хоть что-то да значили. Чудовищно же то, что это уходящие персоны, а нынешние не особо стремятся от них подпитываться.

Поэтому проще говорить о том, что не только не сделано - о том, в каких направлениях в муниципалитете даже и не старались эти годы думать. Про потерю дворца культуры «Победа» упоминать особого смысла нет; то, что главная сцена Юрги отошла к своему раннему собственнику, для города особого урона не нанесло, наоборот, одни преимущества - сонм самодеятельных коллективов теперь кормится за счет завода, и нет нужды разрывать по этому поводу бюджетные статьи. Как и нет резона вспоминать о детской художественной школе, куда не без участия (как раз без участия - вопрос игнорировала) начальника управления культуры и кино был поставлен на руководящую должность профнепригодный, но верный власти персонаж - Дудкина вела себя так, будто это происходит не в ее ведомстве.

Главная же проблема, не разрешенная за эти годы, - ситуация вокруг хореографической школы, до сих пор находящейся в ведении управления образования. Для учащихся и их родителей это создает множество маленьких, но неприятных проблем, начиная с отсутствия возможности получать губернаторскую стипендию и заканчивая недопониманием при аккредитации на фестивалях, куда коллективы, там взращенные, ездят более чем часто. Я видел пачки писем, направленных за несколько лет в городскую и областную администрации - ответы на них носят характер отписок, и это при том, что есть правительственный документ, предписывающий привести в соответствие статус подобных учреждений. В Юрге дело не сдвинулось с исходной позиции за два года ни на сантиметр - федеральный приказ здесь не указ.

Никоим образом не решаются вопросы финансирования музейных и библиотечных проектов. Лишь в этом году на комплектацию книжного фонда были выделены средства (да и то федеральные), полки заполняются силами читателей, чего нигде не было даже в послевоенные годы. Знаменитые на весь регион всесибирские выставки детского творчества музей изо проводит своими силами, в то время как, по-хорошему, здесь должен быть снова задействован федеральный (даже не областной!) бюджет - это не только и столько экспозиция, это краеугольный камень музейной педагогики. За пределами Кемеровской области это понимают, здесь же - почему-то нет.

Накопившийся за годы восседания Дудкиной снежный ком проблем нужно будет все равно кому-то решать. Кому? Это покамест открытый вопрос. Но, я думаю, вполне бы справилась Александра Ангарская - она по крайней мере знает, где находятся учреждения на культурной карте, открыта к диалогу, готова учиться. Этот вариант является единственным, который смог бы обеспечить сытость волков и целостность овец - Саша уже не первый год работает в управлении, ее хорошо и пока с лучшей стороны знают в администрации и в подведомственных учреждениях.

Осилила бы Мáрина - талант пробивать стены налицо и четкие ориентиры на месте. Щербинина бы вписалась - базе ее академических знаний многие позавидуют. Даже Новиков кажется мне вовсе недурственной кандидатурой - не ради эксперимента, а как попытка вдохнуть новую жизнь в затянутый паутиной склеп. Только никто из них не согласится - тоже на своих местах.

Но находятся и те, кто пророчит в начальники, например, Вадима Келя или Бориса Биказакова. (А певица ртом Лариса Миклухо в 2004-м сама изъявляла желание присесть в руководящее кресло, наверняка хочет и сегодня - амбиции ж космические). В таком случае лучше действительно оставлять Дудкину - эти варианты более смехотворны и еще более несостоятельны, или сразу назначить Зайкову. Чтобы бы окончательно развалить то, что не развалили за последние пять-шесть лет.

Понятно, что по большому счету дело совсем не в персоне руководителя отдельно взятого управления в администрации города - исторический опыт об этом лишний раз свидетельствует. Городские начальники новейшей истории очень не любят, когда им напоминают, например, о Тупицине - и не важно, всплывают из прошлого вопросы культуры или проблемы медицины. Управленцы не существующей уже сегодня страны к социальному блоку относились иначе; тот же Тупицын когда-то лично заказывал городу памятники и формировал музейный фонд, понимал важность данных шагов для последующих поколений. Это в любом случае вопрос качества власти, и нынешние здесь стоят на сотни ступеней ниже.

И понимая это, осознаешь, что не культуре Юрги сейчас нужен новый начальник. Городу нужен новый Тупицын. Взамен множества тупиц. Только и всего.

P.S. | И пара замечаний по ходу пьесы. После того, как данный текст уже был готов, с интервалом в час последовали два звонка, задачей которых, видимо, являлось убедить меня в том, что, написанное в данном комментарии является правдой, а не художественным вымыслом писательницы Платоновой.

То есть вот так, граждане, - судьбу Дудкиной решил портрет Ермаковой в интерьере кабинета. От этого несет каким-то высококонцентрированным бредом - исходя из демарша Суздаловой, получается, что городом руководят как минимум идиоты, и это еще если выбирать слова.

P.P.S. | А неделю назад в двух учреждениях культуры - в художественной школе и в музее детского изобразительного искусства - принимали высоких гостей в рамках губернаторской программы «Юные дарования Кузбасса». Те, кто имел удовольствие понаблюдать там за мадам Дудкиной, были весьма и весьма удивлены: Елена Николавна предстала самим очарованием, заботливо интересующимся, как у сотрудников дела, говорящей, что надо бы сделать ремонт, суетящейся так, будто она не начальник управления, а техперсонал мероприятий - и цветочки подаст, и за микрофоном сбегает, и банкетки передвинет. Слова ж, однако, не взяла - ни в школе, ни в музее. Удивляться нечему, среди гостей сплошь депутаты облсовета да сотрудники департамента - не перед юргинцами ж прыгала; для юргинцев у нее свое обаяние, сдобренное обсценной лексикой. А остаться главной по культурочке и киношечке - ой, как хочется.

Что и демонстрируют менее лояльные подчиненные, собирая подписи в поддержку Дудкиной - это, как говорят, сейчас делает Нурия Жидиханова из ансамбля «Дуслык». Чем такое может обернуться в принципе, понятно; опять-таки есть смысл вспомнить о детской художественной школе. Подписантов, думаю, немного - в отличие от коллектива исполнителей татарской песни, остальным последние шесть лет жилось не так уж и сладко. А тем, кто получал от управления преференции, очень хочется закрепить этот эффект значимости на городских мероприятиях и на будущее. Только вот собирают не те и не за того человека - но это уже немного другая история.

культпоходы, власть, амбиции

Previous post Next post
Up