Оригинал взят у
olga_korolek в
Потрясающая работа Виты СойкиОригинал взят у
vita_soyka в
МАРКИЗА де ПОМПАДУР (деревянная кукла, высота 98см) Всем заглянувшим привет после долгой паузы :-)
Пост, скажу сразу, затронет несколько интересных и актуальных (во всяком случае для меня) тем.
Первая конечно же кукла, которую кто-то вероятно уже видел в незаконченом варианте в фоторепортаже с выставки в NIADA и в моих альбомах в фб.
Приступая к работе я сама не ожидала что она потребует столько времени :-) Все-таки размер имеет значение, что бы кто ни говорил... Гы гы :-)
В общем на резьбу ушло около трех с половиной месяцев, и больше четырех на отделку и на пошив одежды.
Мне очень обидно, что я никак не смогла закончить наряд к выставке в NIADA, но это оказалось просто нереально. Поэтому было принято решение экспонировать Маркизу в неглиже:-)
Значит так! Букаф будет много, посему разбиваю текст для удобства на темы в двух частях:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Маркиза - кукла и ее прототип в памяти благодарных французов.
О пропорциях и "портретном сходстве" :-)
Одежда, обувь и детали.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Стулья и другой антураж.
Путешествие в Сан Франциско и Маркизин дебют в НИАДА :-)
О вечном...
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Маркиза - кукла и ее прототип в памяти благодарных французов.
Только очень ленивый кукольник не знает этого имени:-) Ассоциации что весьма занимательно у большинства людей очень своеобразные. Это, в лучшем случае, известный портрет кисти ван Лоо, где маркиза с в своем будуаре с книгой в руках и в изумрудном платье с розами. Хуже - портреты эпохи Марии Антуанетты, где прически на головах дам украшают корабли или корзины с фруктами (хотя маркизе не удалось даже дожить до этой моды, не то чтоб ее придумывать).
Для французов мадам де Помпадур это зенит рококо, расцвет изящных искусств, открытие французской фарфоровой мануфактуры Севр,это стиль мебели,это эпоха Шардена, Ватто, Фрагонара, это сама СЕРДЦЕВИНА 18 века.
Что характерно для моды раннего рококо? Изящный силуэт миниатюрной аккуратной прически в контрасте с громадным подолом платья. Это сильно изменится к концу столетия, когда лишний объем с подола платья переместится на головы дам:-)
Но вернемся к мадам :-)
Урожденная Жанна Антуанетта Пуассон (1721-1764)
Я не буду знакомить вас с ее биографией которых пруд пруди в сети втчсл и на русском языке, основные вехи ее каръеры это получение титула благодаря удачному замужеству, затем плановое знакомство с Людовиком XV, ну и дальше дело ума, талантов и обстоятельств, которые маркиза очень удачно использовала для того, чтобы оставаться в седле около двадцати лет :-)
Она заслуженно считается покровительницей изящных искусств, так как с ее легкой подачи король щедро спонсировал художников и мастерские которые воплощали в материале капризное и идеализированное представление знати о Жизни. Хрупкость и изящество, воздушность и полет-вот дух рококо.
Идеализировалось все настолько, что из нескольких сотен портретов маркизы трудно поверить, что на них изображен один и тот же человек :-)
http://jeannedepompadour.blogspot.com/2012/04/de-pompadourimages-of-mistress-madame.htmlКаждый мастер-живописец делал галантные комплименты знатной даме от покровительства которой зависела его каръера. Внешнее сходство не имело в то поэтическое время такого значения. Важна была ода красоте и художники состязались!
Как обычно, задолго до начала работы над портретной куклой, я стараюсь изучить максимально тему. Искалась масса портретов втчсле и скульптурных, дабы определить самые выдающиеся и характерные черты данного персонажа.Как и в работе над МА, образ получился собранным как мозаика из фрагментов и черт, пойманных среди множества документальных работ того времени.
ПРОПОРЦИИ ТЕЛА И ОДЕЖДЫ
Возможно если бы я была так горда и заносчива как обо мне говорят, я не стала бы писать здесь следующее :-) но поскольку вопросы которые задают мне прямо и не прямо :-)... Звучат все настойчивее и иногда это уже не вопросы а недоумение, думаю не лишним будет объяснить некоторые базовые моменты стиля в котором я работаю.
Пропорции тела куклы.
Вопрос набер уан - почему такая длиииная шея? Ответ: "потому что это красиво" обычно не удовлетворителен, потому скажу так: подавляющее большинство деревянных кукол 18 века имеют соответствующие пропорции, это длинная и "мощная" шея, длинное туловище с очень низкой и узкой талией (иногда уже самой шеи), и короткие ноги. Если изобразить такую ляльку схематически то центром всей фигуры будет лобковый выступ или "шнип" (мыс лифа платья). Это рассчет пропорций для данного типа кукол.
Широченные "бедра"-панье еще больше "укорачивают" нижнюю часть куклы, и это характерно для этого стиля.
Уже совсем другие пропорции у кукол эпохи ампир - ноги оптически удлинняются за счет завышенной талии под грудью.
Я буду очень благодарна всем кого тем или иным образом заинтересовали мои работы, если Вы не будете сравнивать моих кукол сделанных в стиле и традиции 18 века с пропорциями куклы Барби, или Софи Лорен, которую я бесконечно люблю :-)... Так же это касается и одежды.
Есть вещи, которые остаются исключительно авторским домыслом, и это назывется творчеством. Это что то новое, другое, необычное. В этом смысл Искусства.
Есть вещи имеющие веские основания для присутствия в том или ином месте :-)Такие как стилевые характеристики, композиционное построение и техническое исполнение. Тут я всегда открыта для дискуссий, ибо имею достаточно багажа знаний чтобы объяснить ход своих мыслей в данной теме.
Моя одинадцатая работа, которую я считаю лучшим своим достижением на сегодня, вызвала много недоумения :-) Своим размером и именно пропорциями, которые оставаясь теми же, но в другом размере воспринимаются иначе.
Куклы бывают разные.
Мои - имено такие " непропорциональные" с точки зрения почитателей натурализма в искусстве (прошу не путать с реализмом )))...
Одежда.
Костюм Маркизы выполнен с учетом всех моих познаний относительно женского платья данной эпохи.
Начиная от выбора ткани, цветовой гаммы, рисунка на кружеве и декоративной отделки и до деталей прически и украшений.
На прилагающихся фото я привожу примеры из достаточно авторитетных книг с которыми работала.Вся одежда выполнена ручным мелким швом, имеет подкладку, застежки и шнуровку, что позволяет одеть куклу в полный комплект одежды, от белья до плаща (дополнительные элементы верхней одежды и некоторые аксессуары, все еще в работе).
Декор лифа, стомачер (грудная накладка), жаккардовые белые полосы на ткани платья - все нашито вручную.
Платье маркизы навеяно образом богини Флоры, очень популярной в 18 веке в Французском искусстве.
Обилие цветов, гирлянд и кружев характерны для бальных платьев того времени.
Украшения в волосах, в ушах и на шее выполнены из натуральных жемчужин и позолоченных подвесок ручной работы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ )))...