о детстве, друзьях и деньгах

Apr 17, 2015 23:30

все мы родом из детства (Кэп mode off)
вспомнилось сегодня почему-то мое голожопое детство, верней, скорее отрочество.
Начало 90х, мне 10 лет. У меня двое друзей, братья, с которыми нас таскала нелегкая по всяким углам и военным базам.
Братья воспитывались в религиозной семье бабушкой и мамой, папа с ними не жил. Почему отметил религиозность семьи?
Сейчас объясню, и все сразу станет ясно.
С приходом в Эстонию нэзалэжности, к нам из всех щелей пепёрли секты, теистические учения и ответвления христианства с просвещенного Запада. Естественно, приходила эта братия не с пустыми руками. Вообще, тогда церкви очень помогали прихожанам: шведы, датчане, финны отправляли в общины тонны гуманитарной помощи, продуктовых комплектов и различных бытовых приспособлений. В одной из таких общин состояли и мои друзья.
Представьте: год 1992, лето. Незалэжности два года от роду, предприятия корёжит, народ теряет работу. Мою маму сократили, она из гостиничной служащей пошла в продавцы. Мы с Юлькой питаемся жареной картошкой и салакой, но не унываем - дети же. Носим то, что с трудом покупает наша мама. И тут у моих друзей появляется... целый БЛОК шоколадок MARS!.. Я вам клянусь, когда они дали мне кусочек попробовать, я офигел от того, как это вкусно! Попросил еще - не дали. Сказали, на учете у бабушки. Ок. Ребенок лицо подневольное... Так этот блок и ушел, со мной лучшие друзья дармовыми "марсами" поделились еще от силы раза два. В то же время они стали щеголять в "новой" одежде из гумманитарки (как она "распределялась", я видел сам: тогда я еще поразился тому, как тетушки, на собраниях поющие песни о христовой любви, отжмают друг друга от кучи ношеного, но качественного б/у, и стараются урвать что получше), у друзей стали появляться новые импортные игрушки, фломастеры, даже ВКУСНАЯ зубная паста у них была!.. И они не забывали хвастаться, хвастаться, хвастаться. Я тогда думал, что с друзьями негоже так поступать, но я многое им прощал: друзья же. Причем я помню, как один из братьев заикнулся маме о том, что бы взять и меня с ними за "вещами", но мама так на него прикрикнула и так зыркнула на него, что больше эта тема не поднималась.
---------
Примерно то же самое лето, или годом позже, уже и не помню даже.
Мама пашет в 2 смены, я предоставлен сам себе. Походы "за баночками" в порт ради мальчишеской коллекции, в старый город. Кстати, с тех пор я прекрасно ориентируюсь в любом незнакомом месте: однажды попав туда, я с вероятностью в 95% сумею оттуда выбраться. Итак, походы: автобус "зайцем", и весь день по городу пешком без копейки денег. Есть хочется страшно! Чувство голода постоянно и неизбывно. Мама работает в Мяннику, до нее добираться хер знает как. Дома еда есть, но ее надо готовить, да и вообще, для этого домой надо ехать, что для 11-летнего парня смерти подобно. Выход: сбор пустых бутылок. Собрал, сдал, поел. Если бутылок не было, то ели то, что видели. Помню, на двоих доели недоеденный финским туристом гамбургер и допили его лимонад. Ничего не боялись! Болезни? Какие нахер болезни?..
Иллюстрация из жизни: ряд киосков. Мы подходим к ларьку, диалог с продавщицей:
- Тётя, дайте шоколадку.
- С какой это стати?
- А нам турецкая власть разрешила! (Бля, какая турецкая власть?!! Тогда импровизировал мой кореш Илюха, бедовый парень. С завихрениями в голове, но не дурак. Не из братьев)
- (смеется) ничего я вам не дам, мальчики, идите домой.
- Тёть, мы живем далеко, ну дай покушать.
- А вы мне что?
- А мы вам песенку споем.
- Вот вам полжевачки, только ничего не пойте!..
Тоже что-то... Конечно, все местные деревья дикой, и не очень, яблони были давно картографированы. А так же все кусты смородины. И крыжовника. И в лесу еще черника водилась, и капуста заячья. Тем и питались. Днище после яблочек вышибало регулярно, но голод - не тетка.
----------
А вот развязка истории про гумманитарку и братьев.
Да, я попал к ним в храм, да, я стал ходить с ними на их собрания.
Я действительно поверил.
Меня (не сразу) допустили до гумманитарки, но...
В это время уже моя мама встала крепко на ноги: стала создавать свой собственный бизнес. Появились деньги, появилась машина, появилась одежда, появилась богатая и разнообразная еда на столе. Мои друзья были вхожи в наш дом, и моя хлебосольная мама кормила нас всех (кормила так, как я никогда не столовался у моих друзей-христиан). Наш взлет, верней, то, как мама вытащила нас из бедности наверх, породило в моих друзьях и их родителях зависть. Они стали звать меня "богатеньким"... Бля, доложу я вам, как это резало! По живому. Особенно на фоне тех трех кусочков шоколадки "MARS", которые я милостиво получил от них, когда они получали дармовую помощь, и получали ее не напрягаясь, бесплатно. Мне хотелось кричать им в лицо: "Почему вы тоже не становитесь богатенькими? Почему ваша мама не пашет, как лось? Почему вы обвиняете нашу семью в том, что мы живем лучше вас, словно мы украли у вас это?" Я не звал их "богатенькими" тогда, когда их осыпала жратвой и тряпками западная методистская церковь.

Такая вот тогда была жизнь. Множество таких событий воспитали во мне особенное отношение к деньгам: я крайне тщательно выбираю предмет покупки, так как знаю, чего стоят заработанные деньги. Мне нужно максимум качества за единицу цены. Но мое голодное детство, блуждание по тогдашнему яркому, наполненному различными пёстрыми благами и развлечениями, городу, не имея и копейки за душой, часто провоцирует меня на импульсную покупку чего-либо эдакого, дорогого, красивого. Для души. Босяк-с...

простынь

Previous post Next post
Up