Jan 09, 2017 22:34
Сейчас Теа очень стеснительная девочка. С незнакомыми людьми или даже со знакомыми, которых мы видим редко, она начинает стесняться, особенно, когда оказывается в центре внимания. Ей надо примерно полчаса, чтобы начать говорить с человеком, которого она не знает (конечно, если она видит, что я (или папа) общаюсь с этим человеком).
Из интернета:
Например:
"Что значить Стесняться? Стесняться - это значит, бояться, чего-то опасаться. Стесняться - это значит, не делать то, что должен сделать, по мотивам страха, неуверенности, др. Стеснительный - значит, неуверенный, трусливый, закомплексованный, закрытый."
Или
"Стеснительность - это неадекватное поведение с целью привлечения к себе внимания. Ругать за стеснительность глупо, а корректировать такое поведение необходимо. Зачем стеснительность вашим детям? Ваши дети должны быть смелыми и уверенными в себе, а не стеснительными!
Дети стеснительными не рождаются, дети стеснительными становятся. Дети рождаются смелыми (послушайте, как они громко и уверенно плачут!), но осваивают стеснительность, потому что это оказывается выгодно."
Это абзац доктора Н.И.Козлова, когда-то я даже читала его книги (Сайт Психологос). Там еще много эээ..забавно-невероятного.
Даже и не знаю: то ли смеяться, то ли расстраиваться.
То есть, по их мнению, нормальный (маленький!) ребенок должен бросаться на мир как на амбразуру, бесстрашно, здороваться со всеми, общаться, как будто он в этом мире уже сто лет и давно в нем освоился. Еще он должен позволять себя тискать, целовать и обнимать всем встречным, ну ладно, пусть не всем, но вот родичам обязательно, даже если он их впервые видит. Так ведь это же твоя тетя (дядя, троюродная кузина и тд)! Еще он должен делать то, что говорят ему взрослые - танцевать, петь, говорить смешные слова, делать смешное лицо, махать ручкой. А иначе "не стесняйся, покажи (расскажи), давай, ну что же ты такой трусишка!". И нам тогда неловко, как же так, он стесняется!
Одно время меня тоже беспокоило, что Теа редко отвечает на вопросы незнакомцев, что стесняется наших друзей, которых мы не видели пару месяцев. Потом я поняла, что это вовсе и неплохо. Что помимо хорошей привязанности (По д-ру Ньюфелду), мне не надо беспокоится о том, что она будет заговаривать с незнакомцами (тут опять противоречие: мы хотим, чтобы ребенок не стеснялся и свободно общался со всеми, и в то же время учим не разговаривать с незнакомыми людьми). Хорошо то, что она сначала смотрит, стоит ли доверять человеку, а только потом решает, надо ли с ним общаться. У детей это происходит интуитивно - по мимике, жестам, каким-то словам они нас легко прочитывают. И по тому, как на человека реагируют его родители.
Есть такой термин: "психологическая зрелость". Мне кажется, оно очень важно в воспитании каждого ребенка. У всех разные сроки "созревания" - когда отказаться от груди, когда начать ходить, говорить, перестать стесняться, быть независимым, научиться читать, жениться, завести ребенка.
В обществе так сильно развиты усредненные стереотипы, что мы начинаем волноваться, если ребенок плохо говорит в 2-3 года, или если он не ходит в год. Мы бежим советоваться, читать литературу, идем к доктору, чтобы тот поставил диагноз. Они ставят, и ярлыки мешают жить ребенку всю оставшуюся жизнь.
Если подумать, наверняка, у каждого найдется какой-то стереотип, который они бы с радостью хотели никогда не знать, не слышать от других людей.
Вобщем, я думаю, ребенку надо дать время дорасти, дозреть. Не важно, в чем, но важно уметь его слЫшать, понимать и поддерживать, а не подталкивать в угоду общественному мнению. Понятно, что если есть какие-то реальные проблемы, например, логопедические, тогда надо поставить речь у специалиста, помочь малышу, но опять же стараться не ставить вопрос так, чтобы он чувствовал себя "особым" с негативной окраской этого слова.
Лучше подождать, пока у птенца окрепнут крылья, чем толкать его с ветки, надеясь, что он взлетит.
Если малыш слаб физически и его обижают, толкать его на бой с ровесниками - не лучшая идея, "чтобы он научился защищаться". Лучше начать его закалять, отвести на каратэ и оказать всяческую поддержку, без ущемления его самолюбия (мамочкин сынок) и без потери его доверия. Доверие - очень важная составляющая между родителями и детьми.
С эмоциональной и психологической стороной сложнее, потому что для этого надо (я повторюсь) действительно слышать ребенка, понимать его характер, его нужды, не отмахиваться, а помогать, не делая за него, но стоя рядом с ним. Поддерживая его в ситуации или проигрывая ситуацию вместе, или даже вступая в эту ситуация с ним (за него), когда это действительно необходимо.
Пример. Мы решили не заострять внимание на Теиной стеснительности. На этой неделе у нее опять началась гимнастика, после праздничного перерыва. С прошлого класса осталось несколько человек, а остальные дети были новые. На занятии она стала говорить, что у нее болит нога и она не может заниматься. Дэвид позвонил мне - в курсе ли я про это? Я ответила, что впервые слышу, и если нога болит, пусть просто посидит в зале и посмотрит. Потом он написал, что после звонка она призналась в том, что про ногу придумала, а на самом деле стеснялась. Он ее поблагодарил за правду, объяснил, как это важно, и разрешил просто посмотреть. В результате, она пропустила разминку, но все остальное время занимала вместе со всеми.
Если бы он отмахнулся: что за ерунда, не в первый раз приходишь, тренер тот же, иди и занимайся - она или воспротивилась бы, или потом отказалась бы от занятий совсем, потому что чувствовала бы себя дискомфортно и уязвимо.
Теа Тиана,
family,
kids