Про шкаф Монтессори

Nov 19, 2015 19:57

Проработав с детьми кучу лет, я выискивала для себя удобные системы и просто способы, приемы и приемчики для развития детей. Такие, которые были бы удобны мне как педагогу, психологу и родителю. И больше всего таких приемов я нашла, работая по системе Монтессори. Не все мне там нравится, но некоторые вещи просто спасают жизнь теперь, когда у меня двое собственных детей появилось. Вот хочу про них рассказать.
Один из главных принципов - детям предоставляется свобода в выборе занятия и делается все, чтобы поддержать эту самостоятельность. Это же просто бесценно для ленивой мамы с несколькими детьми;) правда?;) Как? Очень просто - особой организацией пространства для игр. Правила организации очень простые (возможно тут будет немножко отсебятины, прошу прощения у строгих адептов Монтессори, но все же я пишу о своем опыте).
Итак - Общие принципы (многа букв)

1. Все игры и игрушки должны быть красивыми и привлекательными. Это значит ничего сломанного, порванного, страшного, непонятного, старого и дряхлого - все на помойку или, если жалко лично вам, - в коробку и на чердак. У детей очень сильно чувство прекрасного, и можно еще его поразвивать и укрепить, да и интереснее играть с красивым, правда?

2. Все игры должны стоять красиво на своих местах. Шкаф с играми не должен быть захламлен. Доступ к каждой игрушке должен быть свободен. Т.е каждую коробку или поднос ребенку можео легко достать и поставить потом обратно на место. Никаких завалов! В идеале - одна коробка с одним заданием или одна игрушка на полке. Этого сложно добиться, да, но старайтесь убрать или выкинуть ненужное и найти побольше шкафов, полок или тумбочек.

3. Кажый набор игрушек должен быть в своей коробке или на подносе. Опять же - так проще взять поиграть и поставить на место. И убирать кстати тоже просто.
С этим у меня пока сложно - колокольчики и кубики пока без коробок. И вообще проблема с тарой, но я все ищу красивые и удобные. Но набор для счета, или, например, карточки с картинками животных, у меня уже в отдельных коробках живут.

4- желательно, чтобы место для игр было на некотором расстоянии от шкафа, можно даже в другой комнате, чтобы дети не плюхались прямо у полок и не перегораживали друг другу доступ. И двигаться опять же полезно. Но это все в идеальном вакуумном варианте:) а в однокомнатной квартире это конечно сложно сделать. Но порядок можно организовать в любом пространстве.

5- одна игрушка одного типа!:) без дублей. Это учит детей делиться, меняться и ждать своей очереди. Да, дерутся и плачут сначала, но потом учатся! У нас дома только две одинаковые плюшевые кошки (так как это звери для личного комфорта) и два пупса. Все остально в одном варианте - одна коляска, одна качалка, один велосипед. Учу детей выбрать что-то еще, другое, подождать пока освободится желаемое. Знаю, что для мам двух и более детей это проблема. Но представьте себя на месте учителя - иметь по 10-20 вариантов всего? Не выйдет!:) так что мне лично нет проблем отправить одного ребенка на качалку, если ему очень хочется велосипед, который взял второй. То же самое с пирамидками- "да, я понимаю, тебе очень хочется поиграть с пирамидкой, так как ее взяла сестра, но вот смотри есть еще другие игрушки, выбери кубики или лего, подожди, пока она доиграет и даст тебе". Можно предложить поиграть вместе, если все мтороны согласны.
Вообще есть еще одно правило - брать играть только то, что стоит на полке. У товарища с коврика не отбирать, подождать, пока игрушку вернут на место. Конечно это не для случаев совместных игр. Если дети садятся играть вместе или вы организуете совместную игру - тут правило обобщается, и все делается вместе (и убрать на полку тоже - один складывает игру в коробку, второй относит) - и этому сначала тоже конечно надо учить и контроллировать процесс, чтобы не дрались.

6 - отдельные коврики (помимо общего ковра и вне зависимости от погоды и типа полов:). Этот прием учит детей уважать личное пространство другого, концентрировать внимание на "своей работе" и быть ответственным за свое рабочее место. Я пока коврики не купила, но к двум годам планирую. Лучше полосатые, чтобы потом на них учиться "писать" - выкладывать из букв слова.

Ну т.е. самое главное - это красота, удобство, чистота и доступность. Чтобы к шкафу прям хотелось подойти и удобно было взять то, что хочется, не разгромив и не раскидав по пути все остальное. И главное, чтобы ребенок мог это делать сам, без вашей помощи, и не подпрыгивая до высокой полки.
Все, что ребенку вы дать для самостоятельных игр не готовы - держите в закрытом шкафу и выдавайте и убирайте сами (крупы, воду, пластилин, краски) - это для игр под наблюдением или совместных занятий. Там тоже удобно пользоваться отдельными контейнерами для разных активностей.

В идеале ребенок к полке подходит, берет двумя руками понравившуюся коробку или поднос, и несет его играть на свой коврик или столик. И поиграв, складывает все в коробку (ставит на поднос) и возвращает все на место. Принцип - один ребенок с одной игрушкой на своем месте.
Конечно этому надо учить - показывать и проговаривать - "вот смотри, подходим к шкафу, выбираем, берем, аккуратно несем на коврик/столик, садимся, играем, а теперь складываем и несем назад на место. Отлично. А теперь можно выбрать что-нибудь еще". Научить этому ребенка несложно, главное показывать и напоминать. В 2,5-3 года ребенку уже не составит труда выполнять эти правила. Ну может только после очень активных игр все придется убирать родителям и раз в неделю пыль протирать и перебирать особо хитрын наборы или обновлять. А пока, до 2х лет, да - надо подойти 3-4 раза в день и быстренько все раскиданное поставить на место, это занимает считанные секунды.

Оговорюсь еще, что это все относится к организованной обучающей игре. "Свободные" и эмоциональные игры-бесилки дети конечно не забросят, будут играть с мячами, мишками и куклами как хотят, но когда они входят в пространство шкафа у них есть возможность организованно взять коврик, взять работу, поиграть - убрать работу на место, в самом конце свернуть и убрать коврик. А дальше при желании - идти играть в другие игры и игрушки, сваленные как попало в коробки в другом конце квартиры:) В системе Монтессори этого нет, но я лично считаю, что рядом с организованностью и порядком должно быть место и хаосу, художественному бардаку - для развития творческих и прочих способностей очень важно, чтобы была возможность случайно навалить кучу всего разного и придумать из ее компонентов новое гениальное нечто. Главное найти гармоничное сочетание порядка и беспорядка, чтобы всё как в жизни)

Примеры игр и игрушек (немного картинок)

В шкаф и на любые другие полки можно ставить все, что есть, любые игрушки. В системе Монтессори еще обязательно есть место для тазика, тряпочки и веника - угол для стирки и уборки. Дети, начиная лет с полутора обожают "уборку" - и это очень важно поддерживать, если вы хотите вырастить помощников по хозяйству, пусть даже сначала это больше обратный процесс, нежели наведение чисоты. Уборка должна приносить радость с самых ранних лет. Говорю как человек ненавидящий веники и швабры;) Эта ненависть очень отравляет мне жизнь, так что я решила сделать все возможное, чтобы дети смеялись, вытирая столы и полы тряпками и вазюкая швабрами по полу.
Но я отвлеклась) Сейчас пока я собрала в шкафу игры для развития мелкой моторики, словарного запаса (сюда входят предметные фотокарточки и книги) и начального счета и понятий "форма", "размер" и "цвет". После двух уже можно добавить больше математики, цифры и буквы. До двух лет основные развиваюшие игрушки - это различные пирамидки, сортеры, простейшие паззлы, кубики и сладывающиеся друг в друга миски и стаканчики. Для развития музыкального слуха я еще добавила колокольчики. Роль "сенсорных корзин" пока выполняют просто коробки с остальной горой игрушек. Но в принципе и их тоже можно рассортировать на "ферму", "море", "лес", "стройка", "продукты" и пр. темы.

Примеры игрушек -



Чудесный сортер - сортировка по размеру и при желании по цвету (наклейки на дно идут отдельно, я их пока не приклеивала, цвета еще рано, да и поджсказки не хочу давать)

И второй сортер -



И вот еще прекрасный набор для начальной математики - тыц

развитие мелкой моторики - тыц

отличные карточки - плотные, трудно погнуть и погрызть - вот такие

Пирамидку рекомедую вот такую - там прямая палка, без утолщения и хорошо выраженая разница в размерах колец. очень сложно было найти.



Развитие мат способностей, мелкой моторики, координации и всего на свете - коробочки с отверстиями (можно сделать из коробки от ботинок или влажных салфеток и бросать крышки рахные), а можно купить вот такое -



Я купила парочку таких в аутлете Монтессори - эти коробки с дыркой можно с года даже давать.






А из силиконовых мисочек вот таких


и шумящих яиц вот таких


у меня чисто случайно получился отличный набор "подбери по цвету" - поставила все на бамбуковый подносик - получилась красота. Дети пока не втыкают, что к чему, но с яйцами играют с удовольствием.

Ну и стаканчики - классика жанра



Еще у меня в шкафу стоят две коробки с моими самодельностями - шумящие бутылочки с фасолью, чечевицей и пр. крупами внутри - надо найти пару (сенсорное развитие). И коробка с вот такими математическими "карточками" из войлока и пуговиц.


Кстати, тут виден и идеальный коврик для игр.

Вот тут еще есть мой старый подробный пост про разные развивашки, но он больше для детей постарше, там многое можно проглотить, так что на возраст 2-3 года.

И важное про книжки - в идеале нужен отлельный шкаф, или полка в читальном уголке (рядом со стульчиком или диванчиком). У меня пока отдельная полка в шкафу рядом с диваном, на котором мы читаем книги. Главное, чтоб книжек было не очень много и они стояли так, чтобы их удобно было брать, не уронив остальные. Т.е. вариант с набитой полкой, или книги стопочкой - не подойдет. Мечтаю о шкафчике, где книжки обложкой вперед можно ставить. Но хотя бы, чтобы крешки было видно и за них удобно было брать. С книгами можно делать то же самое, что и с игрушками - убирать часть подальше, оставлять в открытом доступе книг 10, и менять время от времени репертуар.

Еще раз фотка шкафа


Пара сортеров под книгами - стандартые, есть в любом доме наверняка. Кубики без коробки - непорядок. И еще на заднем плане стоит сенсорная коробка с разными всякими мелочами (любые мелкие игрушки и тряпочки пока что сойдут). Ну и в большой коробке просто свалены все остальные игрушки (у меня таких две - меня местами раз в пару месяцев). Колокольчики планирую использовать в паре с пианино тоже по аналогии с игрой "найди пару", не знаю, как рано и получится ли у детей слышать одинаковые ноты, пока что они просто бренчат ими.

Сил нет писать про каждую игру. Надеюсь продолжить потом подробнее отдельно про самые интересные, если попросите конкретно;)

baby stuff, 2nd year

Previous post Next post
Up