Мядель-Воропаево-Глубокое-Порплище

Jun 16, 2024 00:14


Посетив Лынтупы, я подумал, что имеет смысл посмотреть другие места, расположенные вдоль ведущей туда заповедной тупиковой ветки из Крулевщизны. В качестве двух точек я выбрал Воропаево и Глубокое. Воропаево - потому что здесь находится своеобразный узел из двух сходящихся тупиковых веток на Лынтупы и на Друю, ну а Глубокое - с возможностью осмотреть сам этот довольно известный у нас город. Сразу скажу, что поездка прошла не совсем по плану. Посмотрел то, что изначально не планировалось и, наоборот, многое из того, что планировал, не посмотрел



Карта с маршрутом поездки. Цифрами обозначены основные остановки по пути. 1 - Мядель, 2 - Воропаево, 3 - Глубокое, 4 - Порплище



Первая и непредвиденная остановка случилось на выезде из Мяделя. У самой дороги я увидел вот это:



Нет, это не буддийский дацан, это ворота мядельской кальварии. О кальвариях я уже немного рассказывал - это распространенные в католическом мире архитектурные композиции, символически изображающие крестный путь Христа. Обычно представляют собой часовни, обозначающие те или иные этапы этого пути. Соответственно, паломник движется от часовни к часовне, как бы повторяя путь Спасителя.



Длина мядельской Кальварии - около 2 км

Информация о кальварии - только на белорусском языке. Если коротко, основана она была в 18 веке. После восстания 1863 года, когда местный костёл был передан православным, кальвария пришла в упадок. Возрождается в межвоенный период, когда Мядель был в составе Польши. При СССР - новый упадок и разрушение, ну и третье возрождение - уже при независимой Республике Беларусь, причем совсем недавно, в 2014 г.:





В ворота кальварии вмурован камень со Святой Земли, из монастыря кармелитов босых в Хайфе



Вот так выглядят часовни-"станции" в кальварии. Несмотря на давнюю историю места, все это новодел



Каждую часовню сопровождают вот такие пояснительные таблички, тоже исключительно на белорусском с сильным польским акцентом



Следующая "станция". Часовни типовые, так что обходить всю кальварию я не стал



Закончим рассказ о мядельской кальварии вот этим муравейником

Следующим пунктом, как и планировалось, стало Воропаево. Это весьма глухой, хотя и довольно крупный поселок в Поставском районе Витебской области. Как я уже сказал, в Воропаево сходятся две тупиковые ветки: Крулевщизна-Лынтупы и Воропаево-Друя. Обе линии пустынные и малодеятельные. Тем не менее, Воропаево - это узловая станция.

Историю линии Крулевщизна-Лынтупы я уже рассказывал. Что касается «уса» на Друю, то он был построен межвоенной Польшей. Поляки хотели сделать в Друе большой грузовой порт на Западной Двине, ну и подвели туда железную дорогу. Геополитические реалии с тех пор кардинально изменились, но, тем не менее, вся эта сеть тупиковых малодеятельных линий в западнобелорусской глуши поддерживается в рабочем состоянии:



Схема узла Воропаево. Характерно, что примыкание ветки на Друю ориентировано в сторону Лынтуп/Вильнюса - именно оттуда при межвоенной Польше ожидался основной трафик. Сегодня прицепные вагоны из Друи ходят только в сторону Витебска/Минска, и из-за такой организации узла они вынуждены менять в Воропаево направление движения



Вокзал Воропаево, типовой послевоенный, вид с улицы



...и со стороны станции



Расписание. В переводе с новояза Белчыгунки, поезда межрегиональных линий эконом-класса - это обычные пассажирские поезда шестисотых номеров, поезда региональных линий эконом-класса - пригородные дизеля

Как и Лынтупы, станция Воропаево встретила пустотой и тишиной. Правда, на путях стояло несколько грузовых вагонов и какая-то путевая техника. При этом путевое развитие на станции для такой глуши явно избыточное:



Вид в сторону Лынтуп



В сторону Крулевщизны. Там же ответвляется и "ус" на Друю

Рядом со станцией - вот такие интересные домики, видимо, тоже изначально связанные с железной дорогой:





Из других достопримечательностей Воропаево - православная Воскресенская церковь начала ХХ века в стиле «народного зодчества». А народное зодчество у белорусских православных очень простое по причине многовекового угнетенного положения церкви:





Рядом с церковью - сохранившиеся ворота парка бывшей усадьбы помещиков Пшездецких:







Сам парк

Далее я направился в Глубокое, которое стало самым большим провалом этой поездки. На железнодорожной станции, которая лежит на той же линии Крулевщизна-Лынтупы, меня встретили очень неприветливые служащие, так что съемка не получилась. Скажу лишь, что сама станция такая же пустынная, а вокзал - 1990-х гг. постройки и непропорционально большой. Уж не знаю, под какие пассажиропотоки он планировался:



Фото из сети

Общение с глубокскими железнодорожниками изрядно подпортило мне настроение, так что осматривать город пропало всякое желание. Хотя посмотреть здесь есть что. Глубокое - сгущеночная столица Белоруссии наравне с Рогачевом. Здесь родился знаменитый авиаконструктор Павел Сухой. В центре города сохранилось немало старинной застройки. Так что как-нибудь в другой раз в Глубокое надо будет все-таки заехать.

Однако я все-таки осмотрел два основных храма города. Они стоят друг напротив друга и внешне очень похожи. Тем не менее, один - православная церковь, а второй - костел, хотя понятно, что изначально костелами были оба.

Начнем с православного кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Изначально это был костёл монастыря кармелитов. Очень красивый храм в стиле виленского барокко. Православным он стал после восстания 1863 года, однако радикально не перестраивался. Сегодня принадлежность к православию выдают кресты и золоченые маковки на башнях:









Помимо двух высоких башен на фасаде, есть небольшие башенки со стороны алтарной части



Входные ворота, тоже в стиле барокко





Корпус бывшего кармелитского монастыря



Несмотря на католический внешний облик, интерьер храма вполне православный и весьма монументальный:





Фальшивый купол в своде. При первоначальной переделке костела в православный собор был надстроен деревянный барабан с куполом, однако он сгорел во время войны

Троицкий костёл выглядит как двойник православного Рождественского собора, но смотрится несколько скромнее и проще. Изначально он был явно второстепенным по отношению к кармелитскому костёлу и был существенно меньше - храм расширили при реконструкции уже в ХХ веке, сохранив изначальную барочную стилистику:



Троицкий костёл в 19 веке. Башни на фасаде были занижены явно по требованию российских властей. Мерянье высотой храмов - это вообще отличительная черта нашего цивилизационного пограничья. При Речи Посполитой костёлы строили так, чтобы они доминировали над православными церквями. При Российской империи, особенно после восстания 1863 года, ситуацию пытались исправить, в том числе разбирая верхние ярусы костёльных колоколен:





Тот нечастый у нас случай, когда интерьер костёла выглядит проще, чем у православного храма. Впрочем, нельзя забывать, что православный храм - тоже бывший костёл



Орган



На выезде из Глубокого в сторону Минска - вот такой памятник земляку Павлу Сухому:





Уже по дороге в Минск сделал еще одну остановку в деревне Порплище. Она лежит на полпути между Глубоким и соседним райцентром Докшицами. Опять же, внимание привлекли два храма, стоящие друг напротив друга, через дорогу. Если в окрестностях Постав места сплошь католические, то Глубокое лежит восточнее, и здесь две конфессии уже соседствуют бок о бок.

Православная Преображенская церковь в Порплище - еще один образчик простого и грубоватого народного зодчества с элементами классицизма. Отличительная особенность церкви - визуально заметный наклон барабана с куполом. Такая пизанская башня по-белорусски:







Вот здесь наклон барабана особенно хорошо заметен

Информационная табличка на белорусском языке. Обратите внимание, униатская церковь названа «русской». Это важно для понимания того, почему унию с такой легкостью и быстротой удалось упразднить. Униатская церковь оставалась по самосознанию русской, обособленной от латинского и польского костёла, а значит, в ней всегда жил червь сомнения по поводу правильности подчинения Риму. Более того, поскольку уния так и не сделала «восточный обряд» равноправным с «латинским», после присоединения к России среди униатов закономерно возникло течение за возвращение в православие, которое, к тому же, теперь было не презренной «схизмой», как в Речи Посполитой, а господствующей верой. Плюс, конечно, личностный фактор митрополита Иосифа Семашко, который пользовался большим авторитетом среди униатского духовенства и смог организовать процесс воссоединения вопреки сопротивлению и интригам как поляков, так и пропольски настроенного российского чиновничества:



Костёл я сперва принял за новодел, но, присмотревшись, понял, что здание все-таки старинное. Все оказалось еще интереснее - костёл был построен при межвоенной Польше:





Посвящение у храма интересное - Матери Божьей Королевы Короны Польской. Вот так и стоят друг напротив друга два храма двух вер - русской и польской. Очень символично:



цивилизационное, религия, фотопутешествия, Белоруссия/Беларусь, железнодорожное

Previous post Next post
Up