Барановичи - крупный железнодорожный узел на юго-западе Белоруссии. По большому счету, город и возник в 1871 году как пристанционный поселок, когда здесь прошла магистраль Москва-Брест. Затем сюда пришла Вильно-Ровенская линия Полесских железных дорог и, таким образом, сформировался узел. В городе есть две крупные железнодорожные станции - Барановичи-Центральные (линия Москва-Брест) и Барановичи-Полесские (линия Вильнюс-Ровно), причем монументальный сталинский вокзал стоит именно на второстепенном «полесском» направлении, тогда как на Барановичах-Центральных - маленькое и скромное зданьице. Впрочем, исторически основной станцией скорее были действительно именно Барановичи-Полесские. Ведь столицей Российской империи был Санкт-Петербург, а поезда из Петербурга сюда приходили со стороны Вильнюса по «полесской» линии. В частности, именно на Барановичи-Полесские прибывал императорский поезд Николая II, когда здесь находилась ставка Верховного главнокомандующего. И хотя впоследствии де-факто основной линией стала Москва-Брест, «парадный» крупный вокзал так и остался на Барановичах-Полесских. С них и начнем наш обзор.
Станция Барановичи-Полесские декабрьским утром, когда только рассвело:
Рядом с Барановичами-Полесскими находится местный железнодорожный музей. Его обзор я уже
делал в 2020 году. Ничего с тех пор принципиально не изменилось, так что здесь ограничусь фото экспонатов музея с путепровода, идущего над станцией:
Напротив музея - вот такое старинное и, к сожалению, заброшенное здание:
Современный вокзал на Барановичах-Полесских - сталинский, монументальный и непропорционально большой. Это наследие времен, когда Барановичи были областным центром. Барановичская область существовала в 1940-54 гг. (с перерывом на период войны, разумеется) на стыке нынешних Брестской, Гродненской и Минской областей:
А это что-то из пристанционных зданий, сохранившихся с дореволюционных времен
Паровоз-памятник недалеко от вокзала
Вокзальные интерьеры:
В буфете вокзала произошла занятная история. Обстановка там максимально суровая. За соседним столиком мужчины пьют водку, за прилавком неприветливая буфетчица. И тут за мой столик подсаживается пожилая дама и говорит: "Смачнего, паньство". Картина маслом.
Многие поезда, отправляющиеся с Барановичей-Полесских, проследуют также через Барановичи-Центральные. Ехать между ними минут десять, цена смешная - 35 копеек. Фактически это городская электричка, причем по цене дешевле любого городского транспорта. Но местные этим лайфхаком, похоже, не пользуются.
А вот мы эту возможность испытали. Заодно я закрыл давний железнодорожный гештальт - прокатился, наконец, дизель-поездом ДР1А:
Наш поезд. Состав 1981 года, следует по маршруту Барановичи-Гродно
Внутри. В принципе, ничем принципиально не отличается от рижских электричек. Правда, вагоны дизеля уже и длиннее:
А это наш дизель отправляется уже с Барановичей-Центральных
Станция очень оживленная, забитая товарняками. Все время что-то едет, гремит, лязгает, катятся вагоны, спускаемые с горки:
А вот вокзальчик Барановичей-Центральных. Почувствуйте разницу с Барановичами-Полесскими:
Трогательный железнодорожный ларек
Завершим обзор железнодорожных станций Барановичей схемой местного железнодорожного узла:
Ну, и немного фото самих Барановичей. Честно говоря, город показался весьма запущенным и довольно депрессивным. По духу он так и остался пристанционным железнодорожным поселком (правда, разросшимся до 170 тысяч человек населения), состоящим из мешанины частного сектора и промзон. Выглядит все это очень неухоженно и местами откровенно трэшово:
Конечно, далеко не весь город такой, есть вполне благоустроенные и современные районы. Однако все равно осталось общее ощущение какой-то неуютности и бардачности.
Интересный домик, непонятно какого времени: то ли сталинка, то ли межвоенная Польша, то ли и вовсе дореволюционка
На месте этой ничем не примечательной новостройки по адресу ул. Рокоссовского, 12, находился храм св. Николая (причем не Чудотворца, а Юродивого - блаженного святого XV в.) при ставке Верховного главнокомандующего. Сама ставка располагалась здесь же, на ее месте теперь территория детского сада. Все это находится в прямой видимости станции Барановичи-Полесские:
Интерьер военного храма св. Николая
Парочка городских курьезов:
Барановичи на перекрестке Европы
Очень впечатлил невероятно монументальный и пафосный корпус отделения гинекологии. Прямо целый гинекологический дворец
Возвращались «Штадлером» Брест-Минск. Модификация ЭПм, самая «свежая» из штадлеровского семейства на Бел. ж.д. Очень приятный поезд. Я ещё, сам не зная того, купил билет бизнес-класса, так что ехал как король, в просторном кресле с большим индивидуальным столом:
Салон бизнес-класса
Мое "царское" место
Салон эконом-класса
В Барановичах мы также посетили очень интересный и красивый Покровский собор. О нем будет следующий пост