В
приведенном отрывке Богдановича пышным цветом представлен миф о "финно-татарстве" великорусов. Причем таким образом автор наивно пытается перехватить сам брэнд "Русь" в пользу белорусов. "Белоруссы не впитывали в себя целого моря финских элементов и не подвергались воздействию татарщины, как великоруссы. В противоположность им, они не порывали с началами, выработанными в предыдущий период русской жизни, а развивались на старом корне". То есть, великорусы - это отатаренные славяно-финские метисы, растерявшие древнерусское наследие, в отличие от белорусов, которые "развивались на старом корне". Правда, потом Богданович поет песнь благотворным влияниям западноевропейской культуры (вот он, излюбленный миф националистов во всей красе - "европейские" белорусы и "отатаренные" русские), а заканчивает констатацией упадка белорусской культуры из-за слишком тесной связи с Польшей (через которую, собственно, означенные европейские влияния в основном и шли). Как-то это не очень вяжется с мыслью о развитии на старом корне. Ну а уж потом, когда Богданович пишет об унии как "национальной вере", идея о "старом корне" звучит и вовсе странно. Старый русский корень - это православие. Через унию белорусы растеряли львиную долю русского культурного наследия. Сохранившие русское сознание униаты во главе с Семашко порвали с унией именно потому, что понимали, что дальнейшее ее сохранение - это конец местной русской традиции. Если уж говорить о "старом корне", то у "отатаренных" великорусов этот корень сохранился гораздо лучше. Татары не навязывали великорусам своей веры, языка и культуры. Количество тюркских заимствований в русском языке не идет ни в какое сравнение с количеством полонизмов в белорусском и украинском. Вопрос о влиянии татарского ига на формирование русского самодержавия - более чем спорный. Говорить о каких-то серьезных финских влияниях и вовсе смешно. Впрочем, учитывая, что во времена Богдановича в моде были всякие расовые теории и к подсчету пропорций кровей подходили со всей серьезностью, преувеличенный "финский" фактор в этногенезе великорусов кому-то мог показаться значимым аргументом.
В сухом остатке - именно великорусская культура развивалась на старом русском культурном, языковом и религиозном фундаменте. В отличие от Западной Руси, для которой общение с Польшей и Европой обернулось кратковременным подъемом с последующим тотальным разрушением основ национальной традиции.