Экономическая трансформация Грузии: 20 лет независимости

Jul 04, 2012 17:22

Предлагаем отрывки из промежуточного отчета фонда «Европейские инициативы - Либеральная академия Тбилиси», презентация которого состоялась 28 июля 2012 года в Тбилиси.

***
После распада СССР прошло 20 лет. Трансформация постсоветских стран происходила по разной траектории. Исходя из идентичных стартовых условий, эти страны, в зависимости от внутренних и внешних факторов, достигли разного уровня развития. Начальный этап общественно-экономических перемен включает в себя два варианта экономической трансформации: эволюционный и шоковый. Каждая из них имела свои преимущества, но ни одна не была застрахована от рисков. В грузинской реальности, экономическое развитие совмещало в себе оба направления. Реформы были нацелены на либерализацию, стабилизацию и структурную трансформацию.



Прошло достаточно времени, чтобы оценить те перемены, динамику развития и характеристики с учетом того, какие задачи были поставлены и чего в итоге достигли. На начальном этапе, процесс модернизации или перехода со старого на новую систему, в постсоциалистических странах отождествляли со строительством государств западного типа, что, в свою очередь, означало создание демократической системы и перехода на рыночную экономику.

20-летний период независимости Грузии можно разделить на 2 части: с 1990 по 2003 год и с 2003, или после «Революции Роз». Если до 2003 года имело место противоречивая политика и резкие экономические колебания, то после 2003 появилось стремление консолидировать экономическую политику, экономическую либерализацию и более акцентировать взгляды вокруг модернизации. С 1990 года, приблизительно 5 лет, в Грузии продолжался резкий экономический спад, что частично было вызвано политическим противостоянием и этнополитическими войнами. В 1990-1993 годах показатель всего внутреннего продукта ежегодно сокращался на 28%. К 1995 году, по сравнению 1990, производство сократилось на 78%, что в три раза превышало уровень падения производства в период «Большой депрессии» в США. В то же время, если в постсоциалистических странах восточной Европы период падения производства длился, приблизительно, 4 года, то в постсоветских странах он составил 7 лет. В Грузии период падения был коротким, но очень глубоким, к тому же, экономика переместилась в теневой сектор.

В Грузии, в 1995 году, фактически, позже всех постсоветских стран, началось мирное государственное строительство и экономическая трансформация. С этого года страна постепенно выходит из кризисной ситуации, чему способствовали институциональные преобразования. В 1997 году экономический рост достиг пика и ВВП составил 10.7%, что было самым высоким показателем до «Революции Роз». Но затем рост резко пошел вниз и российский экономический кризис 1998 года значительно сократил развитие грузинской экономики. С этого периода, в Грузии укрепляется иностранная валюта, конкретно, американский доллар и в условиях все возрастающей теневой экономики, коэффициент долларизации, к 2003 году достигает максимума - 86%. Практически, в Грузии одновременно действовали две валюты: национальной валютой оплачивались все налоги, малые предпринимательские сделки и потребительские расходы, а в долларах - крупные предпринимательские сделки и потребительские расходы, также инвестиционные проекты.


Реально государство не в состоянии было обеспечить финансовую жизнеспособность и получать деньги от налогов. Удельная доля государственного бюджета во всем внутреннем продукте была незначительной, в 1995 году она составила всего 5%. До 2004 года это был один из самых низких показателей на всем постсоветском пространстве. Государство обладало слабыми финансовыми, экономическими и институциональными возможностями для проведения серьезных изменений в экономической и социальной сферах.

В 1994-98 годах были проведены реформы для либерализации и стабилизации экономики. Произошли изменения в банковской системе, в оборот вошла национальная валюта - лари, начался процесс приватизации средних и малых предприятий, произошла либерализация торговли. Это была реформа экономической стабилизации и структурных изменений, целью которой была приостановка гиперинфляции, стабилизация экономики страны и создание институциональных условий для формирования рыночной экономики. Быстро выросли национальные поступления, что было вызвано, с одной стороны, с проведением реформ и с другой, строительством нефтепроводов Баку-Супса (1996-1998) и Баку-Джейхан (2003-2005). Но, несмотря на это, уровень развития Грузии оказался недостаточным для решения социальных проблем и по данным Всемирного Банка, количество людей, ежедневный доход которых составлял меньше 1.25 $, в 1997-2001 гг., вырос с 5.3.% до 6.0%.

После сильного экономического спада в 1990-1994 годах, рост в 1995-1998 оказался кратковременным. В этот период относительно выросли доходы населения, зарплаты, пенсии, постепенно заработал малый и средний бизнесы, сократилась безработица. Но в 1994-99 гг. на фоне всемирного валютного кризиса, темпы роста опять упали и до 2004 года оставались низкими. Хотя, если грузинская экономика в 1994 году составляла 18.7.% от уровня развития 1990 года, то этот же показатель в 2003 году достиг, приблизительно, 73%. Грузия оказалась неспособной оградить себя от влияния турецкого и российского валютного кризиса в 1998 и 2000 годах, что, предположительно, было обусловлено непоследовательной макроэкономической политикой, половинчатыми структурными реформами и нетранспарентной финансовой системой. Все это, в конечном счете, способствовало усилению коррупции. По данным международной организации «Транспаренси интернейшнл» Грузия, по коррупционному индексу, в 1999 году занимала 84 место из 99. Одной из главных проблем грузинской экономики были гиперинфляция в начале 90-х, мизерные поступления в госбюджет и финансовый кризис 1998 года.

Новая грузинская власть оказалась перед новыми внутренними и внешними вызовами: в стране накопились острые социально-экономические проблемы, по наследству перешедшие к новой власти от времен правления президента Шеварднадзе. Особо следует выделить следующие проблемы:

• Энергетический кризис - особенно в зимние периоды, когда из-за дефицита электроэнергии и тепла народ стоял перед реальной угрозой физического существования.
• Бюджетный кризис - при Шеварднадзе власть накопила огромную задолженность по пенсиям и заработной плате, что было обусловлено коррупцией и неспособностью установить фискальную дисциплину.
• Высокий уровень безработицы и бедность.

После «Революции Роз», президент Саакашвили начал проводить радикальные изменения в социально-институциональной и экономической сферах. Практически, в Грузии начался процесс строительства нового государства.

Экономическое и социальное развитие после «Революции Роз»

Новая власть расставила определенные акценты, касательно экономического, институционального, социального и политического развития страны. Они отразились в государственных программах, госбюджете и сопутствующих документах. Но, надо отметить, что после «Революции роз», экономическая и социальная политика не отличалась строгой последовательностью, часто подвергалась коррекции, хотя отдельные подходы все же остались неизменными. 6 февраля 2004 года парламент Грузии внес изменения в Конституцию, согласно которым была прописана новая политическая система управления, было сформировано правительство и утвердили пост премьер-министра, т.е. старая модель претерпела существенные изменения.

С 2004-2011 годы парламент Грузии 10 раз проголосовал и выразил доверие правительству, соответственно, и программам. Анализ всех правительственных программ дает возможность оценить главные векторы и ориентиры социально-экономической и институциональной политики после «Революции Роз».

Постреволюционный период условно можно разделить на три этапа:

1. Первые месяцы после революции, когда главной задачей было установление фискального порядка, покрытие накопившихся бюджетных задолженностей, в том числе, пенсионной и заработной платы, также реализовать обязанности, и решить существующие тяжелейшие проблемы в энергообеспечении и др.
2. Следующий этап начинается с 2004 года (особенно, связано с правительственной деятельностью Кахи Бендукидзе) и продолжается до конца 2007. В этот период, в политике и риторике правительства четко проявились элементы радикально либеральной (аналитики часто называют как либертарианской) политики.
3. Этап, который начался с политического кризиса в конце 2007, в 2008 добавилась война и глобальный финансовый кризис. На этом этапе следует отметить выдвижение социальных проблем на первый план.

В 2011 году правительство представило «10-пуктный план» стратегического развития Грузии для модернизации и трудоустройства (2011-2015)». Данный документ является одним из главных, в котором представлены все те подходы и видения, которые фрагментарно присутствовали в программных документах правительства, начиная с 2004 года. Документ дает возможность, с одной стороны, комплексно ознакомится с правительственным планом и с политикой социально-экономического развития; с другой - ретроспективно проанализировать все те подходы, которые формировались и осуществлялись правительством Грузии в течение ряда лет. Примечательно, что это первый официальный документ, где фигурирует слово «модернизация», хотя неоднократно было озвучено в публичных выступлениях президента Грузии и представителей правительства.

В преамбуле программы дана цель - создать предпосылки для «успешной, единой и богатой» Грузии. Для достижения цели четко выделены две темы: с одной стороны, рост занятости, сокращение безработицы и с другой, социальная защита нетрудоспособного населения.

10 пунктов программы:

1. Макроэкономическая стабильность.
2. Улучшение текущего баланса счета.
3. Создание/сохранение найлучшей инвестиционной и бизнес-среды.
4. Формирование Грузии как центра логистики и региональной торговли.
5. Улучшение инфраструктуры.
6. Развитие сельского хозяйства.
7. Улучшение системы образования.
8. Усовершенствование социальной политики.
9. Создание доступной, высококачественной системы здравоохранения.
10. Урбанистическое и региональное развитие.

Приватизация

Особой интенсивностью пошел процесс приватизации государственной собственности. Краеугольным камнем либеральной экономической политики стала ускоренная приватизация, идеология которой основывалась на фразе министра экономики, а затем государственного министра по координации реформ Кахи Бендукидзе: «Продается все, кроме совести». Агрессивная и активная приватизационная политика вызвала недовольство определенных групп общества. В процессе приватизации не существовало каких-либо ограничений и относительно стратегических объектов. В 2003-2010 годах было приватизировано 4 280 объекта, а полученная прибыль составила 1.6 млрд американских долларов. Приватизация коснулась как крупных, так и малых объектов и земли. К 2008 году значительно сократилось количество предприятий, принадлежащих государству.

Приватизационный процесс был одним из главных факторов, который вызвал приток и увеличение иностранных инвестиций. С макроэкономической точки зрения, приватизация и приток прямых иностранных инвестиций сыграли главную роль, с одной стороны, для роста ВВП, а с другой - фискального эффекта для государственного бюджета.

В соответствии с обязательствами перед Всемирной Торговой Организацией, в Грузии произошли реформы, цель которых была реорганизация, либерализация и упрощение торгового регулирования. Особенно интенсивно начали проводить реформы после ноября 2003 года. Благодаря институциональным изменениям, еще более расширились торговые границы Грузии: были упрощены процедуры экспорта-импорта; сократилась налоговая ставка и виды; упростились тарифные и нетарифные регулирования; с подписанием свободных торговых соглашений с региональными и главными торговыми партнерами произошла диверсификация торговых отношений; улучшился инвестиционный климат, изменилось трудовое регулирование, кредитование стало намного доступнее и т.д.

Формирование режима свободной торговли повлияло на конкурентоспособность местных производителей, был создан определенный стимул для их реструктуризации с тем, чтобы предприниматели более эффективно и своевременно смогли бы реагировать на рыночные изменения. Хотя, режим свободной торговли оказался невыгодным для местного производства. Неравноправная конкуренция была обусловлена и тем, что некоторые главные экономические и торговые страны-партнеры следовали протекционистской политике.

Например, известно, что Турция является главным импортером зерновых в Грузию (следует отметить, что в Грузии зерновые входят в пятерку главных импортных продуктов). Турецкие власти стимулируют эту отрасль путем субсидирования, что дает турецким предпринимателям возможность дешево продавать свою продукцию. Именно это и делает неконкурентоспособной грузинскую аграрную продукцию. В условиях, когда предпринимательские возможности грузинской экономики слабо развивались, но росло потребление, свободная торговля вызвала резкий рост импорта и торгового дефицита. Свободная торговля выявила низкую конкурентоспособность грузинской экономики как в аграрной, так и в индустриальном секторах, к тому же, торговля не смогла создать условия для последующего роста конкурентоспособности.

Грузия в международных индексах и рейтингах

Одной из существенных характеристик грузинской экономики является то, что главным индикатором успеха реформ власть рассматривает международные рейтинги. Среди них выделяется, в первую очередь, индикатор экономической свободы.

Согласно Heritage Foundation, по индексу экономической свободы, в 2010 году Грузия заняла 26 место из 183 стран мира, что указывает на большой прогресс, достигнутый Грузией. В 2002-2003 годы, до «Революции Роз», Грузия занимала очень низкие позиции, соответственно 96 и 83; но после революции, особенно с 2006 года, начинается резкое улучшение индекса экономической свободы: 2006 год - 43 место; 2007 - 31; 2008 - 32; 2010 - 26; 2011 - 26 место.

По ведению свободного бизнеса, начиная с 2006 года, показатели Грузии постоянно растут. В основном, это вызвано упрощением процедуры регистрации/начала бизнеса, значительной дерегуляцией, которые были проведены в лицензионной и разрешительной сферах. Начиная с 2002 года по 2010, Грузия постоянно имела высокие показатели по фискальной свободе: 2002-2003 гг. эти показатели были соответственно 90.7 и 90.6, а в 2009-2010 - 86.8 и 89.1. Стабильно высок и показатель монетарной свободы. В 2002-2003 он соответствовал 67.4.и 74.8, максимума достиг в 2007 - 77.8 баллов и немного сократился в 2010 - до 70.2. В целом, Грузия проводит либеральную политику в банковской и монетарной сферах как до, так и после революции.

Если сравнить показатели свободы инвестиций с другими параметрами, то в Грузии они немного ниже остальных: в 2002-2006 годах он соответствовал 50, исключением стал 2005 год, когда показатель упал до 30; в 2007 вырос до 60, в 2008-2010 - до 70. Очевидно, рост вызван с инициативами грузинского правительства, создать специальные поощрительные режимы для инвесторов, в том числе, создание туристической инфраструктуры (в прибрежно-морской зоне), свободных индустриальных зон и т.д.

Грузия имеет очень низкие показатели по защите собственности. В 2002-2007 годах этот показатель был стабильно низким - 30; в 2008-2009 вырос до 35, а в 2010 - до 40. Показатели по защите собственности являются главнейшим индикатором для бизнес-среды, поэтому, сравнительно низкая позиция мешает установлению благоприятного климата и осуществлению долгосрочных инвестиций, ориентированных на инновации и индустрию.

Грузия значительно улучшила свое место и по другим индексам экономической свободы, которые опубликовал Fraser Institute. Если в 2003 - 2004 гг. были плохие показатели, соответственно - 67 и 75, то в последующие годы он стал улучшаться: 2005 - 46; 2006 - 38; 2007 - 44; 2008 - 23 и 2009 - 27 позиция.

Другим важным показателем, на который ссылается грузинская власть, является индекс Всемирного банка по ведению бизнеса (Ease of doing business ranking). Согласно этим данным, в 2006-2007 годах рейтинг Грузии имел скачкообразное повышение, когда она с 112 позиции переместилась на 37. В 2008 году страна еще более улучшила показатель и оказалась на 21 месте; в 2009 - на 15; 2010 - на 12, а в 2011 году - на 13 месте. Анализ индикаторов показывает, что рейтинг по ведению бизнеса преимущественно институционального содержания и в основном, показывает простоту институционально-правовых процедур. По упрощенной системе ведения бизнеса (правовая регистрация и т.д.), разрешения на строительство и регистрации собственности, Грузия входит в десятку стран мира. Это, в основном, вызвано резкой дерегуляцией лицензирования и реформ, которые были проведены в Публичном реестре Грузии.

Показатели Грузии по индикаторам, которые входят в индекс Всемирного банка «Ведение бизнеса» за 2011 год:
Начало бизнеса - 8,
Разрешения на строительство - 7,
Регистрация собственности - 2,
Получение кредита - 15,
Защита инвесторов - 20,
Оплата налогов - 61,
Приграничная торговля - 35,
Соблюдение контрактов - 41,
Закрытие бизнеса - 105.

Одним из важных международных рейтингов является индекс Глобальной конкурентоспособности, самый комплексный, по своему содержанию, который издает Всемирный Экономический Форум для 130-140 стран. Согласно отчетам за 2007-2008 годы, Грузия занимала 90 место; на этой позиции она оставалась и в 2008-2009 гг. В 2010-2011 Грузия переместилась на 93 место, а в 2011-2012 заняла 88 место среди 142 стран мира. В индексе Глобальной конкурентоспособности, вместе с другими показателями, интегрированы и те, которые встречаются в индексах Экономической свободы и Ведения бизнеса. Соответственно, хорошие показатели Грузии по институции, процедурам и правовой среде уравновешивают резко отрицательную позицию в отношении права собственности (120 место) и некоторых показателей частных корпоративных институтов.

Лейла Нароушвили
bizzone.info
04/07/2012

Грузия, реформа, экономика

Previous post Next post
Up