Оригинал взят у
nuvba в
Эпизоды из истории триалетских осетинКомпактное осетинское население появилось в Триалети во второй половине 19 века. По данным посемейной переписи 1886 г. все осетинские сёла региона уже существовали. Горцы из ущелий Южной Осетии, ведомые аграрной перенаселённостью, оседали в опустевших ущельях по склонах Триалетского хребта. В результате данной миграции компактная цепь небольших осетинских селений протянулась на довольно обширном расстоянии по правым притокам Куры. "Триалетская Осетия", как условно обозначил в своём известном атласе территорию расселения осетин в Триалети А.Цуциев, начиналась непосредственно к югу от городов Гори и Карели, охватывая южную половину Горийского и Карельского районов, юго-восток Хашурского района, и западную часть Боржомского района (Гуджаретское ущелье) вместе с известным курортом Бакуриани (большую часть населения которого по данным ряда советских переписей населения, составляли также осетины).
На фрагменте этнической карты, составленной по данным 1959 г., представленном ниже, показана территория расселения осетин в Триалети.
Оранжевый цвет - осетины
Синий - грузины
Жёлтый - армяне
Зелёный - азербайджанцы
Полностью карта доступна здесь
http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/ETHNO-CAUCASUS.files/Kartli59.png
Компактность осетинского расселения в Триалети предопределила этнолингвистическую устойчивость местных жителей и слабую степень их грузинизации. Во многих сёлах здесь действовали осетинские школы. В особенности это касается Гуджаретского ущелья, которое обозначено чёрным кругом.
Кроме того, на территории "Триалетской Осетии" отмечен уникальный для внутренних районов Грузии случай трансформации этнической идентичности: а именно, род Элбакидзе, составляющий основу населения села Элбакиани в Карельском районе (обозначено маленьким зелёным кружком), по некоторым данным (см.
ссылку - "Осетины в Грузии" автор Г.Сордия), происходят из Рачи. Согласно Г. Сордия, грузины Элбакидзе переселились в конце 19 века в Дзамское ущелье, где уже были исключительно осетинские сёла, и под влиянием окружающего населения очень быстро сменили этническую идентичность и язык, став осетинами. В советские годы в селе Элбакиани действовала осетинская школа. В то время как в некоторых районах Южной Осетии, в частности, в нижней части Ксанского ущелья, происходил обратный процесс ассимиляции осетин грузинами, здесь, в самом центре Картли, в горах Карельского района, грузины подверглись осетинизации.
Интересна и политическая история края. В 1921 году, когда обсуждался вопрос создания югоосетинской автономии, согласно упоминавшемуся атласу А.Цуциева, ревком Южной Осетии ставил вопрос о включении "Триалетской Осетии", наряду с Турсовским ущельем, в состав будущей автономии. Как известно, эти планы не были реализованы на практике.
Возвращаясь к Гуджаретскому ущелью, нужно отметить, что оно состояло из 9 осетинских сёл, центральное из которых называлось Гуджарет(и), а также примыкающих к ним осетинских же сёл Большое и Малое Митарби и курортного посёлка Бакуриани. Часть выходцев из ущелья ещё в советское время перебралась в Абхазию, в Пицунду, Лдзаа, Гагру. Здесь же, в окрестностях Пицунды, осетины обустроили традиционное святилище, которое назвали "ирон дзуар". Для этого из Гуджаретского ущелья была доставлена часть местного святилища. Вот как описывает это Крылов:
"Инициатором создания в Абхазии осетинского святилища стал Шалико Плиев, принадлежащий к южноосетинской группе кударцев. Родом он из Боржомского района Грузии, в котором компактно располагались 12 осетинских сел.
В начале 1970-х гг. большинство проживавших в Пицунде осетин согласилось с идеей Ш. Плиева о создании в Абхазии осетинского святилища, в котором живущие здесь осетины могли бы проводить ежегодное общее моление. Было найдено подходящее для святилища место: оно представляло собой лесную поляну у подножия холмов близ Пицунды. После этого Ш. Плиев поехал в свое родное село Гуджарети и обратился к односельчанам с просьбой об отделении части местного святилища для переноса в Абхазию". С приходом к власти Гамсахурдиа и, особенно с началом войны в Южной Осетии, жителей Гуджаретского ущелья, как и большую часть триалетских осетин, ждала незавидная участь. В апреле 1991 года после неоднократных "экспедиций" в ущелье "неформалов", захвата автобуса с жителями ущелья и избиения пассажиров в Боржоми, а также неоднократных угроз расправы в адрес гуджаретцев, они все вместе приняли решение бежать из Грузии. 15 апреля 1991 г. бандиты вновь ворвались в ущелье, ограбили все сёла, стреляли в воздух, угрожали расправой. Эта "акция" и предопределила окончательное решение гуджаретцев. Забрав то, что можно унести, они горными тропами направились на юг, в сторону Джавахетии. У озера Табацкури их встретили местные жители-армяне, которые провели их в Ахалкалаки. Затем в Ахалкалаки приезжал даже глава администрации Боржомского района с другими чиновниками и уговаривал гуджаретцев вернуться. Тогда местные армяне сказали ему:
"посмотрите, в каком виде они бежали из своих домов, а вы еще предлагаете им вернуться обратно. О каком возвращении может еще идти речь?!". Через несколько дней армяне переправили гуджаретцев на автобусах в Гюмри, откуда они через несколько дней улетели в Беслан.
В других частях края сложилась похожая ситуация. Большинство осетинских сёл полностью опустело, в некоторых остались преимущественно старики. Особо сложная ситуация сложилась в Карельском районе, где практиковались не только ограбления и избиения, но и убийства осетин были нормой.
Сегодня в некоторые сёла вселяются экобеженцы из Аджарии. В частности, в селе Гвердзинети Карельского района, где осталось незначительное число осетин, были поселены аджарцы. Вроде бы пока уживаются. Аджарцы говорят, как только вернутся хозяева, мы освободим дома. Но все понимают, что осетины вряд ли вернутся.
Большинство осетинских сёл Триалети на сегодняшний день остаются полностью заброшенными. Такова вкратце история более чем столетнего присутствия осетин в Триалети, которая фактически оборвалась в 1991 году.
Кстати, триалетские горы (на дальнем плане) прекрасно видны с территории Южной Осетии. Это фото я сделал в Знаурском районе.