Как Красная Армия аннексировала Грузинскую Демократическую Республику в феврале 1921 года

Feb 25, 2011 15:10




Герб Грузинской Демократической республики
Галина АККЕРМАН. RFI

В 1918 году Грузия на несколько лет стала независимой социал-демократической республикой. Однако, уже в феврале 1921 года Красная армия захватила Грузию и установила там коммунистическое правление. Грузинское правительство в изгнании обосновалось под Парижем, в Левиль-сюр-Орж, где и по сей день хранятся архивы грузинской эмиграции.

В своей увлекательной книге «Молодой Сталин», английский историк Саймон Себаг Монтефиоре повествует о том, как Иосиф Джугашвили, молодой большевик, ставший профессиональным бандитом и финансистом Ленина (он добывал Ленину деньги,  организуя нападения на банки, рэкет купцов и промышленников, пиратские захваты кораблей, похищения людей - причем вся эта деятельность сопровождалась и убиствами), по существу, потерпел поражение в Грузии, где основное ядро революционеров было социал-демократическим.

Формулируя донельзя просто, можно сказать, что основная разница между большевиками и меньшевиками заключалась в двух принципах. Меньшевики (по существу, социал-демократы) были против бандитских способов добывания средств на партию и считали, что партия должна в первую очередь заниматься просветительской деятельностью среди пролетариата, чтобы подготовить его к осознанию своих интересов и борьбе за свои права. Большевики же, во-первых, не брезговали грязными деньгами, отмывая их всеми доступными способами (Красин, например, был ловким поддельщиком номеров ворованных купюр), а во-вторах, считали, что власть следует захватить и узурпировать маленькой группой верных людей. Диктатура пролетариата была по существу диктатурой кучки большевиков и чекистов, действовавших самовольно от имени пролетариата.


Саймон Себаг Монтефиоре

Именно плохая репутация Сталина в Грузии вынудила его, согласно Монтефиоре, делать свою карьеру сначала в Баку, а затем, после ссылки и революции, в России, где его маниакальная жажда власти смогла развернуться в полную силу. В Грузии же. после падения царского режима, установилась власть социал-демократов, тех самых ненавистных Ленину и Сталину меньшевиков. Сегодня я и хотела бы рассказать о кратком периоде независимости Грузии и о том, как эта страна вновь оказалась в составе империи - на этот раз, не царской, а советской.
Следует сказать, что многие грузинские меньшевики сыграли важную роль в политической жизни России сразу после падения царского режима. В феврале 1917 года Николай Чхеидзе был избран председателем Петроградского совета, Ираклий Церетели - председателем Иркутского совета, а Ноэ Джордания - председателем совета Тбилиси. Все они выступали за парламентаризм в России, где все национальности пользовались бы равными правами и где царила бы социальная справедливость.
Однако, после большевистского переворота и последовавшего за ним роспуска Учредительного собрания (где большевики не располагали большинством), Чхеидзе и Церетели пришлось бежать из России в Грузию.
За недолгое время своего существования российское временное правительство создало Верховный коммиссариат по Закавказью, который находился в Тбилиси. Этот коммиссариат, председателем которого был Евгений Гегечкори, не признал большевистское правительство. После нескольких месяцев весьма хаотической ситуации, когда, с одной стороны, большевики подписали Брест-литовский сепаратный мир с Германией, а с другой стороны, турки захватили Батуми, закавказская федерация, раздираемая противоречивыми национальными интересами, разваливается.



Николай Чхеидзе
28 мая 1918 года Грузия провозглашает свою независимость. Отныне она называется Демократической Грузинской Республикой. Новое государство немедленно получает признание Германии и Оттоманской империи. Президентом парламента избирается Чхеидзе. Грузинская республика быстро получает конституцию, провозглашает более ста весьма прогрессивных законов, в том числе всеобщее голосование, отделение церкви от государства, отмену смертной казни и 8-часовой рабочий день. После первого правительства национального единства, к власти приходят социал-демократы во главе с Ноэ Жорданией, которые пытаются найти себе зарубежных покровителей, чтобы избежать захвата Грузии Россией или Турцией. После поражения Германии и Турции в Первой Мировой войне, надежды грузинского руководства оборачиваются в сторону Англии и Франции. На мирную парижскую конференцию 1919 года, Чхеидзе привозит секретный документ, предлагающий Великобритании или Франции протекторат над Грузией, при условии, что будет признан грузинский суверенитет над внутренними делами страны. Но Ллойд Джордж и Клемансо не готовы простить Грузии ее тесные связи с Германией. В то время как большевики уже захватывают Азербайджан, западные державы-победительницы все еще не признают Грузию.

Однако, после нескольких провалившихся попыток большевистского переворота в Грузии, большевики, ослабленные гражданской войной, сами признают независимую Грузию 20 мая 1920 года. Разумеется, это - маленькая тактическая хитрость. Москва требует для установления дипломатических отношений, чтобы все иностранные контингенты, находящиеся на грузинской территории, ее покинули, и чтобы были выпущены из тюрем большевики, отбывающие наказание за бандитизм (в основном, ограбление банков).
Именно эти два предлога и использованы большевиками, чтобы менее года спустя, 11 февраля 1921 года, напасть на Грузию. Это происходит всего 15 дней спустя признания независимой Грузии Францией. Части Красной армии, численностью 50 000 человек, проникают в Грузию одновременно с запада, через Сочи и Абхазию, с севера, через Грозный и Владикавказ, и с юга, через Армению. Грузинская армия, которая насчитывает всего 15 000 человек и не получает обещанные Францией и Англией оружие и боеприпасы, вынуждена сдаться. Грузинский парламент проводит последнее заседание в Батуми, где принимается решение продолжить борьбу из-за рубежа, в то время как изумленный Запад отдает себе отчет в том, что большевики продолжают имперскую политику царизма. Около тысячи грузинских политэмигрантов, после краткого пребывания в Турции,  получают политическое убежище во Франции.



Грузинский центр в Левиль-сюр-Орж
В 1922 году грузинское правительство в изгнании покупает поместье в парижском пригороде Левиль-сюр-Орж, и начинает подготовку к восстанию внутри страны. В 1924 году Ноэ Хомерики, бывший министр сельского хозяйства, возвращается в Грузию и поднимает восстание. В течение двух недель часть Грузии восстает, однако, это восстание было жестоко подавлено. Хомерики был арестован, подвергнут пыткам и казнен. Были расстреляны 3000 повстанцев и еще 100 000 грузин были депортированы или приговорены к тюремному заключению.

Лишь некоторым повстанцам удалось бежать и добраться до Франции. Однако, Москва внимательно следила за их деятельностью. Так, первый председатель Совета независимой Грузии Ноэ Рамишвили, который организовал грузинскую социал-демократическую партию в изгнании и координировал все силы сопротивления советской оккупации, был ликвидирован в Париже в 1930 году, как и ряд представителей русской политической оппозиции. Из крупных грузинских лидеров умер своей смертью только Ноэ Жордания, который сохранял контакт с родиной, засылая туда подпольных эмиссаров. По некоторым сведениям, в тайном контакте с грузинскими меньшевиками за рубежом находился сам Лаврентий Берия, который в последние годы своей жизни явно готовил почву для серьезного поворота советской политики после смерти Сталина.



Ноэ Жордания
Wikipedia

Левиль-сюр-Орж по сей день остается центром грузинской эмиграции во Франции. Именно там находятся архивы грузинского правительства в изгнании, которое Франция продолжала признавать до 1934 года. Именно там находится кладбище, где покоится прах сотен эмигрантов. Как гласит эпитафия на одной из могил: «Даже наши кости помнят о Грузии».

Отсюда >>>
..

Originally posted by >

ДРГ, Ленин, РККА, Сталин, оккупация, история

Previous post Next post
Up