Президент Грузии выступил с речью на 47-ой Мюнхенской конференции при рассмотрении вопроса «НАТО-Афганистан». Михаил Саакашвили обратился к лидерам более 40 стран и высокопоставленным чиновникам 350 стран.
Президент Грузии обострил внимание на деталях региональной безопасности, в том числе конфликтных регионов. Михеил Саакашвили отметил, что Грузия принимает активное участие в международных мирных инициативах, и еще раз напомнил международным организациям о заявлении, касающемся увеличения роли Грузии в Афганистане.
Посмотреть видео-фрагменты выступления
Прочитать текст выступления целиком
Уважаемые гости Конференции, дамы и господа!
В течение последних 20 лет мир узнал, что история не закончилась в 1989 году и положение и сегодня является сложным, если не трагическим.
Темные времена холодной войны оставили нам серию «конфликтов низкой интенсивности», как эвфемизм «конфликтов, незначительных для международного сообщества».
Сегодня каждому из находящихся здесь ясно, что эти конфликты могут иметь глобальное воздействие, и что стабильные государства не могут сохранить собственную безопасность, когда ситуация за их пределами нестабильна.
Мы грузины, прошли через периоды неопределенности, и нам хорошо известно, что все народы имеют право стремиться к стабильности, но также и то, что наша коллективная ответственность - осуществлять ее в регионах, где ее нет. Именно поэтому мы послали почти 1 000 солдат в помощь нашим друзьям в Афганистан, в поддержку одной из самых опасных миссий - ISAF в Афганистане. Наши вооруженные формирования расположены в провинции Хелманд и мы предложили в будущем послать дополнительное подразделение. Мы хотим увеличить усилия, чтобы помочь афганскому народу в достижении стабильного мира, чтобы у террористов больше не было возможности использовать эту страну как свою базу.
Для Грузии, население которой 4 миллиона 700 тысяч человек, территория которой все еще частично оккупирована, такое усилие подчеркивает нашу цель быть не только потребителем международной безопасности, но и обеспечивать ее.
Мы также предложили Президенту Карзаю послать экспертов для реформы полиции. Согласно «Транспаренси интернейшенал», Грузия, из самой коррумпированной страны, превратилась в страну номер один с точки зрения борьбы с коррупцией, в первую очередь, по причине изменений, осуществленных нами в силовых ведомствах.
Там находятся специалисты артиллерийского дела, преподающие афганским военным. Мы можем также помочь им в планировании экономической реформы. Всемирный банк, по данным последних пяти лет, назвал Грузию страной-реформатором номер один, тогда как ее прошлое было нестабильным.
Дамы и господа, хочу подчеркнуть, что мы стоим перед решающим моментом для будущего нашего региона. Линия стран по краю того, что не так давно было Советской Империей, можно определить как линию кризиса или «замороженных конфликтов», но и как зону возможности для международного сотрудничества.
Мы, грузины, в 2008 году увидели, как замороженный конфликт может перерасти в войну. Невозможно переоценить опасность простого наблюдения за существующими трениями на Южном Кавказе и за его пределами.
Изучение грузинского опыта очень интересно. Сегодня мы говорили о кибербезопасности. В 2008 году впервые имел место случай, когда военная сила и кибератака одновременно были применены против моей страны. Все наши веб-сайты были блокированы, а несколько дней спустя, они цинично заявили, и утверждают по сей день, якобы Грузия неожиданно атаковала российские позиции. Но до того, они осуществили атаку на все интернет-сайты Грузии. Произошло еще многое другое.
Хочу передать одно простое послание - игнорирование текущей концентрации военных сил известной зарубежной страной, может привести к будущим катастрофам.
Южный Кавказ является единственным альтернативным путем, по которому Европа обеспечивается энергоресурсами Средней Азии, это также важный маршрут для миссии ISAF, и регион, где люди стремятся к трансатлантической интеграции.
Кроме этого, это также регион, где закон оружия верховенствовал слишком часто и бывшая империя применяет хорошо известную политику «разделяй и властвуй». Во избежание новых противостояний, мы все должны принять свою часть ответственности. То, что произошло в моей стране в 2008 году, было оккупацией, но политическая цель не была достигнута. Не смогли убить грузинскую демократию. Это признают все в постсоветском пространстве.
Это важный политический фактор. Они не смогли перекрыть энергомаршруты, наоборот, после этого началось строительство новых трубопроводов и осуществление проектов. Начался процесс создания альтернативных энергомаршрутов и они не смогли запугать других. Люди увидели, что раз эта страна выжила, несмотря на все препятствия, у других будет больше шансов, так как мы самая малая страна, то время выглядевшая самой незащищенной в регионе.
Важно то, что они не смогли достичь ни одной стратегической цели. Конечно, значительная часть нашей территории остается оккупированной. У нас полмиллиона беженцев и вынужденно перемещенных лиц, ставших жертвами этнической чистки.
Мое правительство обязуется предпринять все возможные шаги для того, чтобы разрядить обстановку и подготовить почву для долгосрочных, справедливых решений в этом регионе. В течение последних 7 лет, на территории, контролируемой нами, мы достигли большого прогресса с точки зрения создания многоэтничного, успешного государства.
Люди могут включаться в управление государством и экономикой. Для нелегально оккупированных территорий мы разработали всеобъемлющую стратегию, подразумевающую мирное вовлечение населения, строительство мостов, разрушаемых сегодня их лидерами, а в прошлом - коммунистами и их наследниками. Мы никогда не использовали невыполнение Россией Договора о прекращении огня как причину, и взяли на себя больше обязательств, чем предусмотрено в этом документе и с точки зрения нашего сотрудничества с Миссией мониторинга Европейского Союза. Руководитель этой Миссии Хансйорг Хабер назвал нашу политику «односторонней конструктивностью». В ноябре прошлого года, во время выступления с речью в Европарламенте, я дал обещание, что Грузия никогда не применит силу для восстановления территориальной целостности. Это обещание, являющееся законным обязательством Грузии, сопровождалось призывом к диалогу.
Я пришел к вам, чтобы повторить это обещание. Мир является единственным решением, а всеобъемлющий политический диалог - единственным путем его достижения. Но как ответила другая сторона на наш призыв? К сожалению, до этого времени, не отказались от стремления к политическим целям, которых не смогли достичь в 2008 году. Они отказались от неприменения силы, и продолжают концентрировать военные силы на оккупированных территориях. В последнее время, они объявили о расположении тактических ракет, тяжелой артиллерии, что противоречит соглашению об обычном вооружении в Европе и другим документам. Кроме этого, создают опасность региональной безопасности, а не только нашей стране.
Дамы и господа, вовлеченность Европы и Америки необходима как в Грузии, так и за ее пределами, чтобы за столом переговоров собрались люди, верящие в верховенство переговоров над военной силой.
С вашей помощью, я уверен, мы сможем превратить регион, обозначенный устаревшей логикой доминирования, в пространство сотрудничества и прогресса. Под угрозой больше, чем небольшая страна, мечтающая о независимости, трансатлантической интеграции, развитии, и больше, чем Южный Кавказ в целом.
Под угрозой Европа - единая и свободная, получившая возможность такого существования после окончания холодной войны. Под угрозой энергобезопасность Европы и альтернативный маршрут миссии в Афганистане. Ни у кого нет права монополии на этот маршрут и права шантажировать народ, желающий участвовать в миссии в Афганистане, для того, чтобы помочь этой стране.
Время забыть идею, что т. н. «замороженные конфликты» являются патовой ситуацией, и достичь преимущества можно только применением силы.
В конце, я хотел бы почтить память Ричарда Холбрука, который был и моим другом. Я долгое время знал его, в 2008 году, когда в нашу страну было совершено вторжение, он прилетел последним рейсом. Он считал себя обязанным сказать миру правду. Это был очень хороший человек. Он являлся символом того, как можно, в одно и то же время, быть идеалистом и прагматичным, эффективным политиком. Если в Европе несколько стран принимают это соображение, одна из них - моя страна. Если мы выживем, и будем продолжать развиваться, у нас будет будущее. Холбрук, как идеалист, внес в это большой вклад.
Не существует настоящего конфликта между реализмом и прагматизмом тогда, когда есть собственный интерес и, в то же время, являешься идеалистом и международным дипломатом. Я еще раз хотел бы почтить память Ричарда Холбрука.
Текст из
сайта Президента Грузии
Originally posted by
>