Памяти Лорика Маршаниа

Aug 27, 2010 17:57


Лорик Маршаниа был знаковой фигурой. Абхазский аристократ, ученый, интеллигент, патриот Абхазии и Грузии, считался у сепаратистов предателем родины. Потому что, воспитанный на лучших традициах абхазской элиты, видел спасение и процветание своего малочисленного народа в традиционном политическом, экономическом и культурном единстве с грузинами, с грузинским государством.

Говоря о разжигании антигрузинских настроений среди абхазцев и о всемерной поддерже сепаратизма из Москвы, мы забываем, какую роль сыграли большевистские репрессии в последующем изменении культурного и ментального облика абхазцев.
Коммунисты уничтожили практически всю абхазскую элиту, дворянство, интеллигенцию, из числа тех не многих, кто не подвергся истреблению и изгнанию в Турцию в 19 веке. Лишившись сливок своего общества, определяющих их культурный и ментальный облик, абхазское общество стало поддатливой средой для антигрузинской пропаганды, разжигания вражды.

Что из себя представляла традиционная абхазская элита до революции, какие идеи она проповедовала и как представляла себе будущее абхазского народа, ясно видно хотя бы из следующих событий.

Корреспонденция о приеме абхазской депутации Наместником Кавказа

26 апреля (1916 года- shimerli), в 4 часа 45 минут пополудни наместнику царя великому князю Николаю Николаевичу' была представлена абхазская депутация во главе с князем Ал.Шервашидзе. В депутацию кроме кн. Ал. Шервашидзе, входили кн. Д.Маршания, кн. Астамур Инал-Ипа, кн. Г.Шервашидзе, кн.П.Анчабадзе и крестьяне Антон Чукбар и Езухбая.

Депутация просила наместника царя не лишать внимания Абхазию, сильно отстающей экономически и культурно от отстальных уголков Закавказья. Как отметила депутация, в Абхазии необходима прокладка дорог и открытие школ, особенно сельскохозяйственного типа.

Абхазы очень обеспокоены, чтобы не осуществились распространенные слухи о выделении абхазской епархии из грузинского экзархата. Абхазов беспокоит и то, что хотят отделить Сухумский округ от Кутаисской губернии, чтобы присоединить его к Черноморской губернии.

Великий князь Николай Николаевич милостиво принял депутацию, внимательно выслушал просьбу и заверил: буду иметь в виду ваше ходатайство и постараюсь его удовлетворить.
Отсюда >>>

А еще раньше, 1870 году, только что переживший мухаджирство, абхазская аристократия обратилась к русским властям со следеущей докладной запиской.

Из докладной записки депутатов Абхазского и Самурзаканского дворянства от 23 марта 1870 года
Записка составлена поручиком, князем Б. Эмухвари, князем М. Маршани, поручиком Т. Маргани, князем К. Инал-Ипа.

Издревле Абхазия составляла часть бывшего грузинского царства. Последняя династия грузинских царей - есть династия Абхазская. Древний Пицундский храм был в течение нескольких веков престольным храмом Католикосов абхазских и грузинских... ..

До очень недавнего времени процветали в Абхазии епископатства Драндское, Моквинское и Бедийское. Бедийский храм, построенный Багратом, первым грузинским царем абхазской династии, хранит под своими сводами прах своего державного строителя. Моквинский храм построен грузинским и абхазским царем Давидом Восстановителем. Народ абхазский и самурзаканский почти до последнего времени имел с Грузией, Мингрелией и Имеретией одну религию, одни обычаи, одни законы.

Если вера христианская под влиянием мусульманского ига и разных неурядиц в Абхазии значительно ослабела, то несомненные следы ее сохранились в жизни абхазского народа, который, исполняя некоторые мусульманские и языческие обряды, в то же время не переставал никогда торжествовать главных христианских праздников и в день Светлого Воскресенья по преданию дарил друг другу агнцев и крашенные яйца.

Из целого ряда Абхазских владетелей, отделившихся от Грузии после разделения последней на уделы, только двое: Зураб-бей и наследник его Келеш Ахмет-бей исповедовали мусульманскую религию - первый потому, что был вывезен в юности в Турцию, а второй потому, что в Турции родился и был там воспитан. Все же остальные владетели Абхазии были христиане. Цари грузинские никогда не исключали Абхазии из большой грузинской семьи и как до разделения царства, так и после, до самого последнего времени существования своего титуловались царями Грузинскими, Карталинскими, Абхазскими, Имеретинскими и Кахетинскими.

Когда грузинский царь Вахтанг VI в начале прошедшего столетия предпринимая издание законов, вызывал из всех провинций бывшего Грузинского Царства депутатов для содействия ему в этом труде, то между ними были и депутаты от Абхазского народа, который до последнего времени сохранил у себя древнейшие грузинские обычаи.

Не менее важными свидетелями принадлежности Абхазии к Грузии могут служить кроме христианских храмов, развалины разных светских и военных построек. Так, известные башни над ущельем Псыраста, сооружены, по преданию, славной грузинской царицей Тамарой, каменная стена в Келасуре поставлена Вамеком Дадиани, замки в селениях Яштухза, Оцерцы и многих других, хотя и неизвестно кем построены, но совершенно похожи на такие же замки в Мингрелии

Просим Ваше Сиятельство обратить внимание и на то, что как в древние времена, так и теперь жилища, одежда, пища, земледельческие орудия, способы ведения сельского хозяйства в Абхазии совершенно те же как и в Мингрелии. Большая часть местностей носит грузинские названия; большая часть жителей признает свое мингрельское или грузинское происхождение и сохранили даже свои грузинские и мингрельские фамилии. Одно только может дать повод считать Абхазию отдельностью от Грузии - это язык; но и в нем мы находим наполовину слов мингрельских и грузинских, правда часто сильно измененных, но не представляющих особого затруднения в отыскании первоначального корня мингрельского или грузинского.

… самые эти законы (царя Вахтанга) представляют только систематическую письменную форму, в которую облечены наши обычаи, общие с грузинскими, мингрельскими, имеретинскими и гурийскими, и эти письменные законы были составлены под Верховным руководством царя Вахтанга депутатами от всех населенных областей Грузинского царства, и в числе редакторов этих законов были и наши представители. Из всего вышеизложенного, Вашему Сиятельству легко будет усмотреть, что в Абхазии не могло быть другого гражданского устройства, кроме того, которое всегда существовало в остальном христианском Закавказье. Поэтому и права наши сословные и поземельные были те же, что и в Грузии, Мингрелии, Имеретии и Гурии, самыми незначительными особенностями, обусловливавшимися местными, чисто экономическими условиями и не превышавшими тех различий, какие существовали перед остальными областями Грузии, например, между Карталинией и Имеретией. Различие это может касаться только некоторых частностей, но нисколько не нарушает в общем полного сходства Абхазии со всеми областями, входившими в состав владений Грузинских царей...

Во главе всего абхазского народа стоял владетель Абхазии из фамилий старинного грузинского рода Шервашидзе. Владетель, как и все грузинские мтавари, сделавшиеся после разделения царства самостоятельными, соединял в своих руках верховную, политическую и гражданскую власть над всем абхазским народом...

Все эти повинности, с очень незначительными различиями, зависевшими от местных хозяйственных причин, существовали во всех деревнях, принадлежащих Абхазским и Самурзаканским помещикам. Из описания их, Ваше сиятельство, усмотрите, что они были совершенно те же, как в Мингрелии, что и должно быть потому, что Абхазия и Самурзакано почти всегда составляли с Мингрелией одно целое и до последнего времени владения Абхазское и Мингрельское существовали при совершенно одинаковых гражданских и экономических условиях...

В заключение абхазская депутация выразила надежду, что "в применении к Абхазии и Самурзакано крестьянской реформы мы не будем исключены из общей семьи грузинских народов, к которой искони принадлежали. Мы позволяем себе думать, что к нам вполне могут быть применены те положения, которые Государю Императору благородно было установить для остальных частей бывшего Грузинского Царства и что для нас не будет сделано исключения.

(Центральный государственный архив Грузии, ф.416, оп.3, д.1020, л.1-1. Газета Народное образование", 1990, 29 июля.
Отсюда >>> ..

ПО ТЕМЕ:
Лорик Маршаниа «Правда о трагедии Абхазии». 26.01.2006 >>>
Лорик Маршаниа «Абхазский народ должен сделать свой судьбоносный выбор!» ('Наша Абхазия', Абхазия). 22.04.2008 >>>
Лорик Маршаниа «Абхазия - жертва многолетних ошибок руководства Грузии и России». 06.06.2009 >>>
Лорик Маршаниа рассказывает о себе в передаче "Кавказский портрет" "Первого Кавказского" >>>

Маршаниа, сепаратизм, rip, Абхазия, история, красный террор

Previous post Next post
Up