04/08/2010
Радио "Голос Америки"- грузинская служба. (США)
Заза Цуладзе
Ко второй годовщине российско-грузинской войны восемь граждан Грузии по-прежнему остаются в изоляторе оккупированного Цхинвали. Семь гражданских лиц русские и осетины в разное время задержали за т.н. " незаконное пересечение границы". Дольше всех, с сентября 2008 года в Цхинвальской тюрьме сидит капрал грузинской армии, сапёр Звиад Кобаладзе. Начальник аналитического департамента Министерства внутренних дел Грузии, Шота Утиашвили в интервью "Голосу Америки" говорит, что Звиад Кобаладзе военнопленный.
"Звиад Кобаладзе военнопленный. Он оказался в плену в следующей обстановке: Кобаладзе служил в армии, после войны он покинул часть, и в военной форме перешел в село Авневи, где раньше проживал. У него были проблемы, связанные со здоровьем. Осетины задержали его в военной форме, и обвинили в участии в геноциде осетинского народа. Т.е. в военном преступлении. Соответственно, мы рассматриваем его, как военнопленного, однако никак это обвинение не признаем. Несколько раз состоялись переговоры с участием Томаса Хамерберга, о том, чтобы обменять всех на всех. Мы, как вам известно, отпустили всех задержанных, а осетины нет. Передача Кобаладзе из рук в руки не была запланирована".
Звиада Кобаладзе оккупанты использовали с пропагандистской целью в ноябре 2008 года, когда в Цхинвали показали его представителям российских центральных телевидений. Русские телеканалы приписали Кобаладзе заявление, будто приказ об атаке Цхинвали грузинская армия получила на рассвете 7 августа, однако, из распространенных кадров отлично видно, что голос переводчика наложен на совершенно другие слова грузинского капрала. По неофициальной информации, Кобаладзе подвергся жестоким пыткам, ему давали сильные психотропные средства. Он двоюродный брат генерала Кобы Кобаладзе. Эксперт в вопросах Кавказа, Мамука Арешидзе говорит:
..
"Переговоры об освобождении Кобаладзе шли в закрытом режиме. У меня есть неофициальная информация из органов правопорядка, что к т.н. "границе" привезли одного осетина, которого наши задержали в конфликтной зоне, и собирались обменять на Кобаладзе. Однако, несмотря на предварительную договоренность, сепаратистская сторона не привела Кобаладзе".
Как правило, русская и осетинская стороны не дают родственникам возможность проведать находящихся в Цхинвали пленных, к ним заходят только представители международных организаций. Единственное исключение было сделано для уроженца Карельского района, Давида Капанадзе. Он полтора года назад был взят в плен вместе с тремя грузинами по обвинению в " незаконном пересечении границы", однако в тюрьму посадили только Капанадзе и еще одного грузина, Давида Чигладзе. Это произошло после того, как сепаратисты узнали, что Капанадзе брат главы администрации ущелья Фроне, Гонери Капанадзе. Проведать Давида Капанадзе разрешили его жене, осетинке по национальности, Мтварисе Бестаевой и сыну месяц назад.
"Год и пять месяцев, как моего мужа задержали. Никакой информации у меня не было, не знала, как он, и в каком состоянии. С помощью господина Томаса Хамерберга и Красного Креста я смогла перейти в Цхинвали. Он не виновен, и, разумеется, все это время его незаконно держат в тюрьме. И все же я надеюсь, что сегодня- завтра его выпустят, надеюсь на волю Божью".
Осетинская сторона увязывает освобождение пленных с вопросом пропавших граждан осетинской национальности. В частности, речь идет о 18 летнем Алане Хугаеве, 21 летнем Алане Хачирове, и 27 летнем Солтане Плиеве, которые по информации осетинской стороны, были взяты в плен грузинами13 октября 2008 года. В доказательство осетинская сторона распространила снятые по мобильному телефону кадры, где неизвестные люди, говорящие на грузинском языке, физически расправляются с этими тремя лицами. Активно включенный в Женевские переговоры Шота Утиашвили говорит, что у МВД Грузии не имеется информации об этих людях.
"Мы говорим, что мы не задерживали этих людей. Видимо, они были мародерами, и предположительно, пропали в буферной зоне. Это произошло 13 октября (2008 года), тогда, когда не было никакого порядка, потому что, как вам известно, русские ушли 8 октября, а грузинская полиция вошла 10 октября, и то не всюду. Мы расследуем это дело, дело возбуждено, к сожалению, что с этими людьми произошло, сказать к этому времени не можем. Если появится более-менее надежная информация, мы готовы довести это дело до конца. Уже давно 8 наших граждан сидят в Цхинвальской тюрьме, в основном обвинение либо абсурдное, либо т.н. "незаконное пересечение границы". Еще раз повторяю, мы отпустили всех тех криминалов осетинской национальности, которые были задержаны после войны, потому, что это была рекомендация Комиссара по правам человека Совета Европы, Томаса Хамерберга, и это поддержала международное содружество. Все это подразумевало безусловное освобождение всех пленных. К сожалению, когда мы выполнили наши условия, осетины его не выполнили, и те восемь человек по сей день остаются в Цхинвальской тюрьме. Этот вопрос постоянно ставится на Женевских переговорах, однако, нужна большая активность, в том числе, со стороны наших иностранных партнеров".
Большего международного включения в вопросе пленных, заложников и пропавших без вести требуют работающие по этой проблематике грузинские неправительственные организации. Председатель национального комитета гражданской ассамблеи Хельсинки, Александр Русецкий, который вместе с тем, является специалистом превенции и управления конфликтов, в частности говорит:
"Государственные структуры в последнее время, особенно после августовской войны, практически произвели монополизацию данного вопроса. Если раньше, так или иначе, государственные и неправительственные структуры сотрудничали, на сегодня такого типа сотрудничества практически не существует. Это большая слабость существующей государственной политики, государственные организации имеют материальные ресурсы, неправительственные организации имеют свои ресурсы. Тут ориентация на сотрудничество является приоритетной задачей".
..
Согласно отчету правительства Грузии, в августе 2008 года, во время войны с Россией погибли 412 граждан Грузии. В том числе 228 гражданских лиц, 170 военных и 14 полицейских. 10 военных и 14 полицейских считаются пропавшими без вести. Во время военных действий также погибли один голландский, и два грузинских журналиста. К огромной армии беженцев на собственной земле добавились еще 30 000 человек. В Цхинвальской тюрьме по сей день восемь грузинских пленных ждут приговора.
http://kavkasia.net/Georgia/article/1280987217.php