![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/89/Gran_Muralla_Xinesa.jpg/260px-Gran_Muralla_Xinesa.jpg)
В течение своей многотысячной истории китайцы особо никуда не рвались, почти не вели агрессивных войн. Наоборот, ограждали себя от остального мира высоченными и длиннющими стенами, не жалея на это ни сил, ни средств. Так как понимали, что секрет стабильного успеха и процветания в труде, образовании, науках и искусствах, а не в набегах и грабежах. Потому-то и преуспевали во всем, пока и когда удавалось оградить от внешнегомира. Потому-то и называли свою страну «Поднебесной», что из всего, что находится под небом не имеет почти никакого значения, ЕСЛИ ТЫ САМОДОСТАТОЧЕН.
Вот и в 21 веке Китай идет по своему традиционному пути, а остальные ломают голову.
![](http://www.ahyap.com/blog/images/shanghai.jpg)
![](http://hikari.ykt.ru/china/photos/c_sh_03.jpg)
![](http://www.cs.nyu.edu/overton/genearoundtheworld/shanghai.jpg)
![](http://www.tallest-building-in-the-world.com/wp-content/uploads/shanghai_tower.jpg)
![](http://www.turizminfo.ru/img/foto/86_big_foto_turizminfo_ru.jpg)
Вызов китайской самодостаточности
Федор Лукьянов
В XXI веке России и США предстоит реагировать на общий вызов, ответа на который пока нет ни у Москвы, ни у Вашингтона. Речь идет о неуклонном росте международного влияния КНР.
Обычно поднимающиеся державы громко заявляют о своих амбициях, требуют от остальных уважать их интересы и статус, постепенно увеличивают степень политического взаимодействия - соперничества или сотрудничества - с другими игроками. Ответом на эти действия служат либо меры сдерживания (которые чаще всего приводят к вооруженным конфликтам), либо попытки интеграции «новичков» в существующую систему отношений.
Отличие Китая заключается в том, что он решительно отрицает наличие лидерских запросов, ничего для себя не требует, избегает вовлечения в какие-либо тесные взаимоотношения. Курс КНР на международной арене производит впечатление целостностью и последовательностью. У внешней политики Пекина - одна цель: обеспечение условий для развития страны. Для достижения этой цели есть два приоритета. Первый - гарантии доступа к источникам сырья. Второй - гарантии сбыта китайских товаров. И этим список направлений действия исчерпывается. Никакого мессианства, никакой идеологии, никаких побочных мотивов, никакого геополитического экспансионизма.
Благодаря простоте самой схемы, ее воплощение в жизнь представляет собой совокупность многих, но предельно конкретных задач, которые решаются планомерно и целеустремленно. Однако эффект говорит сам за себя - остальная часть мира ломает голову, как вести себя с Китаем, позиции которого поступательно укрепляются.
Россия и США находятся, конечно, в разных ситуациях. Для Америки Китай - главный кредитор и потенциальный глобальный конкурент. Для России - крупнейший сосед, отношения с которым в силу экономического и демографического неравенства носят все более ассиметричный характер. Общее заключается в том, что ни Москва, ни Вашингтон не могут позволить себе ухудшения отношений с Пекином, и не знают, как иметь дело со страной, старательно избегающей каких-либо обязательств и вообще участия в процессах, которые ее напрямую не касаются.
В китайском случае, как показывает практика, не работает ни одна из привычных моделей. Китай действует корректно и в рамках своих законных интересов, так что оснований для откровенного сдерживания нет. К тому же в современном мире всеобщей взаимозависимости всякое сдерживание вообще напоминает бумеранг, который обязательно летит обратно. Вовлечь же Пекин можно только туда, где он видит для себя прямой и непосредственный интерес, да и то после мучительного торга об условиях - примером служат переговоры о вступлении Китая в ВТО. Разделить с КНР ответственность - глобальную (как предлагают США) или региональную (как в некоторых случаях стремится Россия) - практически невозможно.
Спокойная и целеустремленная самодостаточность Китая делает его партнером гораздо более тяжелым по сравнению с любой, даже агрессивной державой. Несмотря на качественные отличия в положении, и для России, и для Америки выработка форм сосуществования с КНР - наверное, главный системный вызов нынешнего столетия.
Еще продолжение >>>