Оригинал взят у
misha_grizli в
Грузия в ноябре или британцы в погоне за летом Одним непогожим осенним днем, когда серые московские небеса орошали землю ледяным дождем, пара островитян отправилась на Юг в надежде догнать ушедшее лето.. Понять их было совсем не сложно, ведь предводитель был не просто голубых кровей, а рожденный для средиземноморского побережья Jaguar XK кабриолет!
Свидание с летом было назначено в солнечном Тбилиси, где в эту пору среднесуточная температура не опускается ниже +18ºС. Правда, был один нюанс - наш путь должен был пройти по военно-грузинской дороге через Крестовый перевал, который славится своим не милосердием к автомобилям на низкопрофильной резине и клиренсом менее 15см. Поэтому, тыл кабриолету прикрывал Range Rover Sport с 3-х литровым дизелем. Конечно, на трассе он заметно отставал от пятилитрового атмосферника, но всегда был готов прийти на помощь в трудную минуту, которая на счастье так и не наступила :)
Первые 400 километров от столицы были откровенным бегством - не переобутые, по нашей просьбе, в зимнюю резину машины сильно рисковали при нулевой температуре на трассе под проливным дождем. Экипаж кабриолета мужественно испытывал каково будет владельцу в такую непогоду с открытой крышей и старался поддерживать постоянную скорость. Благодаря чему, к всеобщему удивлению, он выглядел совершенно сухим на редких остановках.
Тут РРС впервые намекнул, что делали его впопыхах и ждать от него функциональной продуманности не стоит. Не сильный в общем-то дождик при работе дворников орошал левое боковое стекло такими потоками воды, что безопасные перестроения для опережения были полностью исключены… В добавок к этому, круиз категорически отказывался поддерживать установленную скорость. При заданных 110 он запросто мог ехать меньше 80 даже в небольшую горку. Соответственно и расслабить правую ногу не получалось на протяжении всей поездки…
Трасса М4 превосходна почти до Ростова и задержки на пунктах оплаты совсем не напрягают, а вот скоростной лимит наверно можно было бы и поднять километров на 20. Хотя, пополнение бюджета штрафами тоже дело важное и свой посильный вклад должен внести каждый. Однако в этот раз, благодаря новейшим радар-детекторам, которые определяют даже «Стрелку», мы обошлись без непредвиденных расходов :)
Безмятежность нашего путешествия прервал ахтунг в Тарасовском, где сплелся целый клубок «удовольствий»: сужение трассы до 2 полос, ремонт полотна и мостов с ограничениями по обгону и скорости и паркующиеся на обед/ночлег фуры… Этот ад длился около часа, а дальше до развилки на М-29 «Кавказ» все в расслабленном режиме - даже «знаменитый» не так давно Кущевский пост сейчас не более чем точка на карте, а уверенные +10-15 за бортом вселяли оптимизм. Только пункты дезинфекции на границах Ставропольского края немного снижают скорость движения. Тут мы слегка отстали и для нас осталось загадкой, как Яг преодолел периметры обеззараживающих бассейнов - мы оба раза на всякий случай поднимали RR во внедорожное положение, чтобы гарантированно не приложится днищем о его высокие края. Это потом, на Крестовом перевале мы увидели, как Коля (
prohorov) филигранно проходит все неровности с отсутствующим у Яга клиренсом.. :)
Планировать ночлег на этом участке нет никакой необходимости - на трассе масса мотелей и строятся новые, поэтому можно спокойно ехать «до упора» и с комфортом переночевать в 100 метрах от дороги или дальше, если есть такое желание. Мы остановились в придорожном мотеле Богучара с вкусной столовой, в которую приезжали харчеваться даже местные гаишники. Номер стоил по 500р с человека, а покушать от пуза можно за 200р без пива :)
В принципе, маршрут Москва-Тбилиси преодолевается с одной ночевкой даже на жигулях, но в виду позднего выезда и многочисленных рекомендаций преодолевать приграничные районы засветло, мы решили перед границей остановиться в Ессентуках, о чем ничуть не пожалели. Городок славен не только одноименной минеральной водой, но и многочисленными санаториями имперской послевоенной архитектуры.
Сезонности тут практически нет, поэтому места в крупных заведениях надо бронировать заранее. Но к вашим услугам многочисленные частные гостевые дома, лишь немного уступающие в убранстве, но компенсирующие его ценой и радушием. Курортный диетический завтрак с овсянкой отлично восстанавливает после позднего застолья, а впереди «неблагополучные» Кабардино-Балкария и Осетия..
Тут очень много радаров, причем судя по лицам в гражданской одежде, которые их обслуживают - они частные... Неблагополучие региона проявилось только в обилии белых заниженных ВАЗов без номеров и остановкой на посту границы Осетии, где узнав от том, что мы журналисты и едва глянув на сопроводительные документы, нам пожелали счастливого пути. Особенно порадовала реакция инспектора на документы Саши (
mexdrive), которая не выложила свидетельство от своего Порша и управляла на тот момент Ягуаром… Понаехали мажоры!!!
Дальше до границы мы особо нигде не останавливались, поэтому и внимания нам особого никто из местных жителей не уделял.
Скоро вдали показались горы и наш путь лежал к пропускному пункту Верхний Ларс…
После Владикавказа трафик минимален, как и наличие инспекторов ДПС, поэтому можно перемещаться с абсолютным комфортом до границы, где нас ждал неприятный сюрприз… Не организованность пограничного перехода порождает хаос - фуры, легковушки и местные пытаются протиснуться в узкую щель ворот КПП. Обочина и встречка тут вне Правил Дорожного Движения и все решает, ну скажем так - уверенность в себе водителя и его экипажа… Мы, как гости, вели себя осторожно, пресекая только откровенное хамство, и потеряли на 300 метров около 1,5 часов.
Традиционная пограничная канитель с нашей стороны заняла еще минут 20 и тут вскрылся еще один «приятный» сюрприз недоделанного РР. Руль, унифицированный с фрилом и дискавери, совершенно не приспособлен для использования функциональных клавиш на нем и самое главное - для подачи звукового сигнала, тк попасть не глядя на эти узенькие полосочки не отрываясь от управления решительно невозможно. А электропривод багажника реагирует на кнопку активации раза с пятого и то не всегда. Хуже всего, что он и закрывается так же, поэтому чтобы не задерживать очередь, проезжали мы на территорию пропускного пункта с открытой пятой дверью, рискуя растерять пожитки…
А потом - потрясающей красоты дорога и туннели ничьей земли в сгущающемся тумане и улыбчивый грузинский пограничник, который только проверил наши загранпаспорта и сфотографировал вэб камерой прямо через окна ренджа. Виз для въезда в страну россиянам не требуется и формальности ограничиваются штампом в паспорте.
Мы в Грузии!
Начинает смеркаться и туман становится гуще - нельзя терять ни минуты, поэтому мы незамедлительно направляемся в сторону Крестового перевала. Разбитый асфальт нейтральной полосы и грузинского КПП слегка намекнул нам о грядущем, то мы и представить не могли, что нас ждет на перевале…
Пелена сократила видимость до 5 метров, но едва пробивающийся сквозь нее сумеречный свет был намного информативнее ближнего и даже противотуманок. Стоп сигналы, впереди идущих машин, разливались заревом в тумане, уничтожая остатки видимости. Любой край дороги, теряющийся во мгле, мог оказаться пропастью - и никаких отбойников, а на встречу идут фуры, которые даже прижимаясь к отвесной скале, не способны повторить все изгибы дороги и вынуждены срезать траекторию… Вобщем, это надо пережить, чтобы понять… И мы пережили!
Все видео в ролике с регистратора
HD70, который пишет даже fullHD, но карточка нужна поувесистей :)
А вот фуры не все… На видео видно опрокинувшуюся в пропасть фуру на обратном пути…
Ягуар, виртуозно ведомый Колей, ни разу даже ни чиркнул потрохами о грунт! А RRS оставалось только осторожно плестись в его фарватере. Такой дороги километров 15 и в хорошую погоду они достаточно не обременительны, особенно для внедорожника, но в ночном тумане изматывают как партия в сквош. Поэтому, как только началась равнина и асфальт, мы остановились перевести дух и перекусить в первом же шалмане. Грузины, на удивление пившие пиво вместо традиционного вина за едой, с радостью помогли нам сориентироваться в меню. И, плотно откушав впятером на 75 лари (примерно 19р за фантик), заплатив $100 со сдачей в местной валюте по курсу, мы под ноябрьской проливной грозой двинулись на ночлег в Тбилиси.
Столица встретила нас совершенно не осенней погодой - не смотря на поздний час, за бортом было +17 и ни облачка на звездном небе.
Наши номера располагались в старом городе, где мощеные камнем улицы, давно нуждающиеся в обновлении, требуют местами не только клиренса, но и навыков лавировать между припаркованными машинами на уклонах около 30º.. :)
Останавливаться в центре города на автомобиле нет ни малейшего смысла - апартаменты убоги и дороги, а в 15 минутах езды масса мотелей с отличными номерами и охраняемой парковкой.
Тбилисский трафик хаотичен - пересечение двойной сплошной стоит дешевле превышения скорости на 15км/ч, которое все игнорируют в виду отсутствия камер. Но схема организации движения порадовала - тут практически нет пересекающихся потоков, благодаря большому количеству развязок. Порой приходится проехать лишний километр с непривычки, но попасть к пункту назначения, если известно направление, труда не составляет даже без навигатора. К слову, карт Грузии нет почти ни под одну навигационную систему, распространенную у нас - даже Яндекс не показывает детальной карты государства… Выручал уже проверенный в поездке на Край Земли Osmand+ с подробными OSM картами региона и природное чутье членов экипажа :)))
Плотный график оставляет нам всего сутки на знакомство со страной, поэтому с утра бегло осматриваем площадь Европы, которая ремонтируется с момента основания в 2008, тщетно пытаясь воспользоваться бесплатным городским вай-фаем Tbilisi Loves You, взбираемся на канатке к засранным буквально руинам Нарикала. 3-х минутный проезд в шестиместной кабинке с потертым прозрачным полом стоит 1,5 лари и у вас на память остается магнитная карта, пригодная для использования в метро, в которое мы не попали. Вид на город превосходный, но мы решаемся на отчаянный шаг - успеть за оставшиеся пол дня посмотреть Кахетию и знаменитую Алазанскую долину...
От Тбилиси до Телави - административного центра края, всего 70 километров, но каких запоминающихся! В пригороде столицы интенсивность движения очень высокая и расслабляться тут нельзя - осевая сплошная стоит дешево и никто ее не воспринимает, как запрещающую. Пару раз мы чудом уворачивались от джигитов, вылетавших из закрытых поворотов по нашей полосе нам на встречу. Хорошие тормоза и управляемость Range Rover приходились очень кстати в таких ситуациях. Причем обгоняют нарушители группами, формируемыми по принципу возрастания массы - сначала какой-нибудь древний 190ый мерседес, за ним 163 ML той же марки и завершает кавалькаду уже коммерческая техника. Противостоять такому плотному прессингу не реально, поэтому мы стараемся держаться правее, чтобы не стать персонажами хроники происшествий. Машин с трехлучевой звездой на капоте действительно очень много, пожалуй это самая популярная марка в стране. А вот пикапы поголовно Тойоты, как частные, так полицейские и военные цвета матовый хаки - которые вообще не признают условности, называемые ПДД :)
Кстати, при всей этой чехарде на дорогах, полицейскую засаду мы видели лишь один раз где-то в предгорье и то не уверены, что это была именно засада - возможно инспектора просто остановились по неотложному делу у густых кустов.. :) Однако, полиция на загородных дорогах не редкость - просто она не прячется за поворотами или в кустах, а патрулирует, причем всегда с включенной люстрой, чтобы быть заметнее!..
Как только мы съехали с магистрали на второстепенные путепроводы, дорога преобразилась - на горизонте показались заснеженные вершины, трафик снизился практически до нуля и мы катили наслаждаясь непривычно теплым для нас ноябрьским солнцем, предвкушая восхождение к облакам… И вскоре оно началось. Крутой серпантин Сагареджойского муниципалитета одно из самых ярких впечатлений нашей поездки! Выходы из шпилек с 20 градусными подъемами сменяют тенистые аллеи, свисающего над дорогой кустарника с горящими под ярким солнцем рыжей листвой. С трудом верится, что это сделала природа, а не знаменитый ландшафтный дизайнер. Но остановится и безопасно запечатлеть это великолепие нет никакой возможности - обочины фактически отсутствуют и за ними пропасть, поэтому мы надеемся на наш HD-видеорегистратор, чтобы поделится этой красотой. Увы, мы переоценили емкость 16 гиговых флешек и все наиболее запоминающиеся моменты оказались стертым последующими записями :( Самое удивительное, было встретить на этом серпантине фуры, которые непостижимым образом вписывались в двухполосные развороты между пропастью и отвесной стеной, да еще и с уклонами, на которых наш 3-х литровый турбодизель запрашивал понижения передачи на пару ступеней. Спуск в долину менее экстремален и мы незаметно оказываемся в Телави. Тут как в нашей столице - кругом пробки, но обусловлены они не столько количеством машин на единицу площади, сколько выходным днем и разбитыми дорогами, по которым на легковом автомобиле едва ли можно двигаться быстрее 20 км/ч. Остановится перекусить особо негде - вывески про еду только с хлебом. А ведь мы уже приближаемся к жемчужине края - долине реки Алазани, знаменитой своими винодельческими традициями. Забегая вперед скажу, что местного вина мы тут так и не купили. Не то чтобы его нет, просто погреба расположены вдали от асфальта и с нашим плотным графиком трястись десяток километров по грейдеру за парой бутылок непозволительная роскошь, а в придорожных заведениях продают только разливное домашнее не фильтрованное вино, которое на наш разбавленный вкус слишком терпкое. К чести хозяев стоит отметить, что без пробы вино вам никто не продаст - оправдания про руль и прочее категорически не принимаются и приходится каждый раз слегка пригубить щедро налитый стакан, чтобы виновато отказаться от угощения и покупки… Так же не могу не отметить предельное дружелюбие местного населения в глубинке, даже в злачных местах после заката. Конечно, туристов в нас выдавали инородные номера на машине и мои шорты в +15, совсем не летних по местным представлениям, градусов. Все, кто понимал русскую речь, старались помочь советом :)
К сожалению, в долине мы успели познакомится лишь с одной туристической достопримечательностью - Греми. Этот архитектурный комплекс включает действующую христианскую церковь и крепостные палаты местных правителей. Фотографировать в церкви нельзя, а в помещениях музея за 3 лари можно хоть с переносным студийным светом :)) Правда смотреть там особо нечего, немного утвари и одеяний и много портретов феодалов, пол которых едва угадывается. Зато, туристическая инфраструктура достойна только похвалы. Мощеные тропинки, фонтаны, просторная парковка и гостинично-ресторанный комплекс - все к услугам гостей. Тут мы, вконец изголодавшиеся, и решили пообедать. Плотное мясное питание со свежеиспеченными хачапури и безалкогольными напитками обошлось нам на двоих примерно в 27 лари (около 500р), а номера в колоритной и благоустроенной гостинице стоят дешевле заплесневевшего центра Тбилиси - около 1500р за двоих, в забаяненом туристическом месте, напомню! :)
гостиница
Вид на винодельческий край с башни
После Греми мы устремились к горному монастырю Некреси, он совсем недалеко, но солнце уже стало касаться вершин гор и мы буквально на пару минут опоздали к последнему 17 часовому автобусу на вершину, чтобы полюбоваться закатом. А на своем, хоть и экологическом дизельном, транспорте въезд запрещен даже за плату… :( Пришлось спускаться в долину ни с чем. И, чтобы не повторять дневной маршрут в сумерках, отправляемся по периметру Алазанской долины через Гурджаани к Тбилиси. Именно тут, в тщетных попытках купить бутилированного вина, мы обследовали едва ли не все злачные места края. Местные пьют пиво, но искренне советуют вино, которое и нам не приходится по вкусу. На подъезде к столице бронируем номер в мотеле со всеми удобствами, включая огромную кровать 2х2 метра и закрытой парковкой за 60 лари, и отправляемся смотреть ночную столицу.
Номер за 1180р
Выходной трафик вытесняет нас с главных улиц в закоулки старого города, где звучит не только грузинская речь и с вершин которого можно увидеть искристый центр Тифлиса, как назывался город до 1936 года. Тут нас пленяет запах, исходящий из маленькой пекарни. Среди многочисленных яств выбираем свежеиспеченную пищу, которая стоит всего 1,5 лари (менее 30р) и источает божественный аромат, благодаря каким-то местным специям. И, поддавшись местным настроениям, покупаем немного местного пива. Которое стоит ровно так же как в московских супермаркетах и на вкус такое же… :) День подходит к концу, завтра нам предстоит обратный путь с перевалом и границей, поэтому перед ночлегом заправляемся на 80 лари при цене солярки 2 с копейками (чуть больше 40р). Общительный персонал АЗС, как только узнает откуда мы приехали, шлет пламенные приветы всем россиянам и персонально Путину, чтоб не забывал грузин и разрешил нам опять дружить… :)
С утра встречаемся на площади Европы с экипажем Ягуара, который все сутки провел в городе, и отправляемся домой.
Погода превосходная, светит яркое солнце и до Гудаурского перевала мы долетаем за пару часов. Сам перевал в дневном свете выглядит не так устрашающе, как в тумане, хотя опрокинутые фуры еще напоминают о прошлой ночи. Яг конечно не может угнаться за нашим Рендж Ровером и у нас появляется возможность осмотреться без ущерба графику движения.
Кругом восхитительные пейзажи, а смотровых почти нет, зато появились обочины, которые скрывал туман :) Мы с жадностью снимаем все подряд, даже стада овец на дороге, мешающие проезду и рынок туристического хлама. Так не хочется никуда спешить…
Но впереди граница, которая отняла у нас почти 3 часа по дороге сюда, поэтому расслабляться рано. Трафика почти нет, только на каждой фотоостановке нас объезжает армянский туристический автобус, который потом приходится обгонять на извилистой горной дороге. И все бы ничего, но он по грузинскому обычаю не видит сплошной и в каждом повороте режет траекторию так, что протиснутся между ним и скалой нет никакой возможности, а прямых участков тут почти нет. Грузинский кордон, как и на дороге в страну, мы почти не заметили, а вот наш насторожил очередью большегрузов, уходящих за поворот. Однако, разведка донесла, что надо презрев страх пересечь сплошную, ехать к КПП, который был совершенно свободен! Пара дежурных вопросов о перевозимом грузе и проверка паспортов заняла не больше 20 минут - мы дома!!! Поразительное разнообразие: за двое суток нам посчастливилось только на российско-грузинской границе отстоять очередь и пробираться сквозь непроглядный туман, а потом почти без остановок промчатся обратно по залитой солнцем горной дороге! И какой контраст в приграничной зоне - с нашей стороны никаких едален и гостиниц вплоть до выезда из Кабардино-Балкарии. Впрочем, и на одном из постов нам посоветовали проехать регион засветло… Экспедиция прислушалась к совету и первая остановка на перекус у нас получилась уже ближе к ужину в Минеральных водах. Цены московские, сервис провинциальный - лучше бы перекусили запасами из багажника… Останавливаться на ночлег в таком неадеквате нет никакого желания, поэтому решаем ехать до Невинномысска, где много гостиниц, благодаря градообразующему предприятию. Ночлежка «Кубань» советской постройки окончательно возвращает нас к отечественной реальности - толпы подвыпившей молодежи вокруг местного кабака, вынуждают искать охраняемую парковку для наших выбивающихся на общем фоне автомобилей, правда стоит она всего 150р за обе машины. Номера с дисковыми телефонами и пружинными кроватями, какие я помню по пионерскому лагерю, стоят от 1400р за ночь, но зато есть едва шевелящийся wi-fi. А нам бы только переночевать :) Легли поздно и проспали, даже не смотря на пьяные крики под окнами до позднего утра. Завтрак в полуподвальном кафе с меню, в котром указана энергетическая ценность блюд - любой каприз, включая кофе, яичницу с ветчиной и блины c мясом исполняется за 250р с не выспавшегося носа. До Москвы примерно 1400 километров..
Номер в "Кубани"
Горючка стоит еще вменяемо, поэтому заправляем полные баки и решаем ехать до дома без привалов. Тут еще раз стоит вспомнить добрым словом RRS - по чекам за всю поездку у 3-литрового дизеля получилась точно такая же сумма, как у 5-литрового Ягуара!!! И никакими лишними 200 километрами на почти 5000 пробега это оправдать невозможно. 80 литрового бака нам хватало от силы на 600км по полупустым трассам! По моим прикидкам на пате вышло бы раза в 2 меньше, ведь даже на загруженной М10 бака мне хватает больше чем на 1000, при езде от души и местами хорошо за 120 - эта вопиющая дискриминация машин на тяжелом топливе!.. :)))
Дневная часть приходится на все засадные участки под Ростовом и Воронежем, а дальше по М4 ехать одно удовольствие - хорошее покрытие, почти везде разделительная и две полосы в нашу сторону, полно заправок и мотелей. Тысяча пролетает почти не заметно. А вот ближе к Москве начинаются забавные овраги, в которых положили асфальт, чтоб не городить мосты как на старой дороге, которые полностью переданы встречному направлению. В свете фар ты видишь просто конец дороги и темноту, куда проваливаются попутные машины, внезапно появляясь на противоположной стороне оврага… Ни разметки, ни освещения. Как фуры умудряются там держаться правой обочины и пропускать легковушки для меня загадка - краев дороги не видно совсем. Но в целом дорога совершенно не утомила и заняла чуть больше 14 часов, что выгодно отличает ее от других направлений из Москвы. В городе немного потеплело за время нашего путешествия и мы без приключений добираемся до дома по сонной столице.
Получается, что в Грузию запросто можно съездить даже на неделю - при благоприятном раскладе на выезде и границе, дорога в один конец занимает два дня и три остается на знакомство со страной, но график будет плотный. Все «беспокойные регионы» не так страшны, как показывают в новостях. Надо только найти в себе желание и сесть за руль - Грузия очень ждет наших туристов! :)
Сувениры на память :)