Коабитация - странное слово. По версии сексологов, оно означает «сожительство». Более изощренные люди - политики - называют так сотрудничество ярко выраженных политических соперников в исполнительной власти. При этом вся фишка в том, что стороны должны признавать друг друга и четко соблюдать конституцию, иначе получается двоевластие.
В настоящее время президент Грузии и лидер проигравшей выборы партии Михаил Саакашвили контролирует Генштаб, Верховный и Конституционный суд, а также губернаторов. Премьер от победившей коалиции Бидзина Иванишвили - центральное правительство и парламент.
Мирное сосуществование во власти разных партий - такого в Грузии еще не было. «Непонятно - партия проиграла, а ее лидер продолжает руководить. Это непонятно, но мы уважаем нашу страну и считаемся с тем, что европейцы и американцы многого не понимают» - говорит Иванишвили. На самом деле на западе всё прекрасно понимают, но хотели бы видеть в стране, где парламентские выборы закончились раскладом 56% на 43% хотя бы внешние признаки сотрудничества.
Грузинские политологи в один голос заявляют, что премьер не намерен терпеть еще целый год оппозиционного президента и сделает все, чтобы он подал в отставку. «А не устроить ли нам из президентского дворца - отель? По-моему, совсем неплохая идея!» - ехидно пошутил министр финансов нового правительства, комментируя проект государственного бюджета на будущий год.
Содержание администрации президента обходится слишком дорого - уже совершенно серьезно заявил премьер-министр и предложил президенту сменить рабочую обстановку, переехав из Авлабарской резиденции в здание Государственной Канцелярии, где работает правительство. А все потому, что «аморально тратить $500 тыс. на электроснабжение президентского дворца в то время, как в стране столько бездомных и бедных». Ну и напоследок такой пассаж: вообще непонятно, что Саакашвили делает в резиденции, которая по идее должна принадлежать премьеру, потому что теперь премьер - первое лицо в государстве.
В ответ из Авлабара следует заявление президентской администрации, от корректности которого сводит скулы, потому что это практически по слогам прочитанные цитаты из конституции : первое лицо в государстве еще целый год - именно президент. И резиденция - не частная собственность.
Итак, как говорят в Авлабаре: вот Кура, а вот - мой дом. Саакашвили, оставшись в резиденции на Левой набережной, не стал публично роптать на недостаток финансирования - зато администрация демонстративно отключила наружную иллюминацию. Дворец практически исчез из ночного пейзажа Тбилиси и теперь результаты «экономии» видны всем.
Кстати, не думаю, что отсутствие вечернего освещения особо беспокоит самого президента - сотрудники администрации утверждают, что в резиденции он только работает, а живет вместе с семьей в двухэтажном доме в пригородном районе Тбилиси. Урезав расходы президента в пять раз, правительство взялось за его назначенцев. Вот совсем недавно, Верховный главнокомандующий, то есть президент, назначил нового начальника Объединенного штаба ВС - генерала Георгия Каландадзе. Через неделю прокуратура его арестовывает (по обвинению в оскорбление военнослужащих), после слушания суд выпускает его под залог. Президент встречается с генералом, восстанавливает его полномочия - на следующий день суд приостанавливает их, а прокуратура выдвигает новые обвинения. В итоге начальник ходит по судам, а Генштабом руководит его заместитель - ставленник правительства Иванишвили.
Президент не может вступиться даже за своих ближайших соратников. Бачо Ахалая - занимавший в правительстве Саакашвили посты министра пенитенциарной системы, затем обороны, а под конец и внутренних дел, уже задержан и будет по решению суда два месяца отбывать предварительное заключение. После выборов Ахалая уехал из страны, но затем по своей воле вернулся, сообщив, что готов предстать перед правосудием и «разобраться в потоке абсурдных обвинений».
Прокуратура заявляет, что готовит против Ахалая «серьезные обвинения», однако, пока предъявила только показания все тех же солдат, которые жалуются на побои. В итоге человек, который выиграл в Грузии войну с «ворами в законе», сидит в тюрьме, в одном коридоре с камерами «законников». А прокуратура продолжает грозить обвинениями другим высокопоставленным фигурам бывшего правительства.
Пока в парламенте не говорят об импичменте президента открыто, но похоже, эту инициативу с удовольствием возьмут на себя те, кто ненавидит Саакашвили давно и упорно - тбилисская творческая интеллигенция возрастной категории «за 80». Самые известные подписанты - писатели Джансуг Чарквиани и Чабуа Амирэджиби, режиссеры Резо Чхеидзе и Гига Лорткипанидзе. Сбор подписей за отставку президента формально осуществляет некая неправительственная организация под странным названием "Единодушие за права человека".
Впрочем, не все так однозначно. На стороне Саакашвили выступила гораздо более влиятельная организация - НАТО. Первый неприятный для правительства Иванишвили сигнал появился сразу после задержания начальника Объединенного штаба - в Брюсселе отменили запланированный на конец ноября визит в Тбилиси членов военного комитета НАТО. Более того, европейцы не ограничились протокольными намеками и очень недвусмысленно озвучили претензии. «Я приветствую выборы и передачу власти в Грузии. Но не буду скрывать: я крайне обеспокоен тем, что происходит сейчас, особенно это касается ареста политических оппонентов, - заявил Андерс Фог Расмуссен на заседании Парламентской Ассамблеи НАТО в Праге в понедельник и пообещал очень внимательно следить за развитием процессов. Выступив на Ассамблее с докладом и проведя личную встречу с Расмуссеном, Саакашвили сказал журналистам, что «не может припомнить такого критического тона НАТО в адрес какой-либо страны». «Надеюсь, что новое правительство делает это не специально, а дело в его неопытности». Саакашвили намекнул на то, что новому правительству надо почаще ездить в Европу, чтобы «получать полезную информацию и наглядно увидеть интересы Грузии».
Сорвав аплодисменты среди парламентариев в Праге, Саакашвили неожиданно направился в Брюссель - именно в тот день, когда там начался первый официальный визит грузинского премьера. Неудивительно, что информация о политических арестах в Грузии - было первое, с чем пришлось столкнуться Бидзине Иванишвили.
И хотя наблюдатели отмечают, что руководство ЕС встретило премьера на уровне первого лица государства, ему все же пришлось выслушать по-европейски корректные «пожелания». «Выборы в Грузии были успешными, но как известно, демократия не завершается в день выборов - заявил после встречи с Иванишвили председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, - Демократия, это правление большинства, но вместе с этим и уважение меньшинства. Демократия больше чем выборы. Это культура политических отношений. В демократической среде важно, чтобы в стране не было избирательного правосудия, ибо это может навредить имиджу страны и верховенству закона».
В большой политике миллиардер новичок и впервые представляет не просто корпоративные или личные, а государственные интересы. Несмотря на дебют, Иванишвили, похоже, совсем не смутила критика европейских дипломатов. Сначала он попытался просто «перевести стрелки» на прежнее правительство. «Я тоже возмущен тем, что происходило в Грузии. Разве не возмутительно то, что Ахалая несколько месяцев назад был министром обороны, а затем - министром ВД, и сегодня он в тюрьме?! Конечно, возмутительно, что новые власти и новый прокурор вынуждены арестовывать таких людей! Озабоченность и возмущение вызывает то, что происходит в самой Грузии сегодня. Это ответ на те старые действия, и, наверное, именно это имел ввиду господин Расмуссен», - заявил премьер.
Во время личной встречи с премьером у генсека Альянса была возможность объяснить, что же именно он имел в виду, однако, Иванишвили и после этого продолжал настаивать на своем. «Мы заверяем генсека, что это не было политическим преследованием. То, что старые власти пытаются придать этому политический контекст, - это их проблема, преступление будет доказано. Я пообещал, что в Грузии не будет избирательного правосудия, но правосудие будет. Кто провинится, кто нарушит закон, тот обязательно будет наказан», - подчеркнул Иванишвили.
Находясь в Брюсселе, Иванишвили не забыл и о другом векторе грузинской политики. Премьер впервые обратился к Москве с легким упреком - из-за невнимания. «Мы сделали очень конкретный шаг - назначили спецпредставителя Зураба Абашидзе в вопросах отношений с Россией, и мы получили первое какое-то разочарование. Мы ждем вновь и надеемся, что власти России сделают дальнейший анализ и предпримут соответствующий шаг. Эскалация, которая существует между двумя странами, нежелательна и мы должны улучшить и развивать наши исторические отношения», - заявил Иванишвили.
Пока Москва разочаровывает Иванишвили, НАТО может разочароваться в Грузии. Официально для торможения сотрудничества есть все причины. К тому же, ни правительство, ни население страны уже не верят в получение желанного ПДЧ в ближайшее время, а заявления о том, что «двери НАТО открыты для Грузии» обществу слышать уже неинтересно.
Более того, многочисленные сторонники «Грузинской мечты», похоже, увеличили свой список «врагов Грузии». Теперь наряду с Саакашвили и его министрами туда входит и сам Расмуссен. Сразу после выступления в Праге страница генсека НАТО в социальной сети Фейсбук подверглась нашествию пользователей из Грузии. Сначала это были комментарии, в которых разгневанные сторонники Иванишвили пытались объяснить генсеку НАТО, в чем именно он не прав, критикуя политику новых властей. Затем в полемику вступили те, кого заявление Расмуссена очень даже обрадовало. В итоге за несколько часов количество комментариев превысило 500. Особую пикантность ситуации придал тот факт, что большинство сторонников премьера давали Рассмусену «советы» на грузинском языке.
Оказалось, что Рассмусен действительно читает свою страницу в Facebook. «Я активный сторонник свободы слова, это касается и мой страницы в Facebook. Но позвольте попросить граждан Грузии, вести дебаты на одном из наших официальных языков - английском, или французском», - заявил генсек Альянса на пресс-конференции. Хорошее замечание. Похоже, грузинам действительно нужно многому научиться, прежде чем вступать в полемику с европейцами. Пора переходить к сложным терминам, для начала вполне подойдет «коабитация».
Ия Баратели
http://www.publicpost.ru