Первая грузино-черкесская летняя школа. Она открылась в грузинском курортном городе Батуми. Первыми гостями школы станут 15 молодых людей из республики Карачаево-Черкессия. Для них проведут курс лекций, которые планируют посвятить отношениям двух народов, их истории и будущему.
Цель проекта - заинтересовать грузинскую и черкесскую молодежь проблематикой Кавказского региона. А также создать основу для продолжения совместных научных и культурных традиций. Организаторы считают: молодежь должна знать историю, не искаженную пропагандой.
Летняя школа - это совместный проект Батумского государственного университета и Черкесского культурного центра, который работает в Тбилиси.
Участных Школы Ибрагим Яганов:
Весь мир, кроме черкесов, преследует свои интересы С 5 по 13 августа в Грузии, в курортном городе Батуми состоялась первая Грузино-Черкесская летняя школа, которая собрала представителей грузинской и черкесской молодежи для сближения народов и ознакомления с культурой и историей Кавказа. От имени черкесской общественности в мероприятии приняли участие сторонники Общественного Движения «Хасэ». Сегодня мы беседуем с председателем этой организации Ибрагимом Ягановым.
Артур Бороков: Здравствуйте, Ибрагим. В Батуми состоялась первая Грузино-Черкесская летняя школа, в которой Вы принимали участие. Какие цели ставило это мероприятие, будет ли продолжение?
Ибрагим Яганов: Скажу откровенно, когда я обсуждал этот вопрос с Андро Габисония (заместитель директора Черкесского Культурного Центра. - А.Б.), и даже когда ехал туда, плохо себе представлял что это за мероприятие. Но нас, как всегда, хорошо встретили, прямо на границе, и с первого дня работа пошла по жесткому графику, который было не просто выполнить. Первый раз искупались в море только на третий день. На это просто не хватало времени. Все ехали вдоль моря, оглядываясь на воду.
Мы были в гостях у Батумского государственного университета. В день открытия мы послушали приветственную речь ректора университета и нескольких профессоров. Сразу нам представили группу грузинских студентов, которые вместе с нашими ребятами должны были учиться в летней грузино-черкесской школе. После открытия состоялось еще несколько интересных встреч. После обеда состоялась экскурсия в дом юстиции. Это своеобразное грузинское «Ноу-Хау» - то, о чем у нас в России много говорят на уровне фантастики под названием «одно окно» - голубая мечта граждан России и смерть для русских чиновников - возможность получить все документы в одном окне. А здесь целый дом. Миловидная сотрудница провела нас по зданию Министерства Юстиции, подробно рассказала и показала все на месте.
Очень быстро понимаешь почему это смерть для наших чиновников. Я попытался представить себе сколько наших чиновников, которым должен весь мир, вечно недовольных, надутых от важности, и вечно озабоченных заботами о будущем народа, останутся без работы. Уверен, что наше чиновничество падет «смертью храбрых», но никогда не допустят такого «безобразного» дома, где любой документ, в том числе и гражданский паспорт, можно получить за 20 минут, за один приход.
Это один из существенных моментов, который мы попытались подробно изучить. А их было очень много. Если говорить коротко, мероприятие призвано сблизить черкесскую и грузинскую молодежь, познакомиться ближе, и тот результат, что наши и грузинские студенты не хотели расставаться, дает нам право утверждать, что школа удалась, и очень хочется надеяться, что продолжение последует.
А.Б.: Как известно, на этот раз в Грузию поехали и представители абазинской общественности. Каковы результаты совместной абазо-адыгской поездки?
И.Я.: С первой моей поездки в Грузию одним из моих главных противников и оппонентов был Камбиев Руслан (Лидер абазинской молодежной организации. - А.Б.). Он был инициатором первой встречи, видео-отчет которой был выставлен в Интернете. Мы с ним много разговаривали, спорили. По этому вопросу мы с абазинами встречались шесть раз. Многие мои соратники и друзья убеждали меня в том, что эти встречи бесперспективны, но мне все-таки очень хотелось убедить наших братьев абазин в том, что надо смотреть вперед. Можно считать, что поставленная задача была выполнена. Небольшую ноту сомнения все-таки удалось внести в души некоторых абазин, в частности Камбиева. На предложение поехать с нами в Грузию Руслан с удовольствием дал согласие. Позже я даже узнал от него, что он искал возможность поехать в Грузию и увидеть все своими глазами. Народную мудрость «лучше один раз увидеть чем сто раз услышать» Руслан реально воплотил в жизнь, и думаю, что в его поведении не было ни капли сожаления, а наоборот, все дни он был в очень в хорошем настроении, увиденное ему очень нравилось, и как жест доброй воли, выучил тост на грузинском языке. У Руслана была уникальная возможность сравнить реальную ситуацию в Грузии с той информацией, которая к нам поступает из российских СМИ. Примерно такие же эмоции я ощутил, когда попал в Грузию в первый раз.
Сейчас Руслан попал в разряд «врагов народа», представляю что о нем болтают «истинные абазины», но все это не стоит и выеденного яйца. То же самое я переварил после своей первой поездки. Это нормальная ситуация. У многих деятелей Абхазия - основной политический капитал, в их жизни ничего существенного не было, и мы с Русланом отнимаем у них «пережеванную жвачку», жевать которую не имеет никакого смысла, ровно также как невозможно забрать у малолетнего ребенка. Никому из них не докажешь, что надо двигаться к лучшему, и двигаться вперед. Руслан нашел в себе силы сделать этот первый шаг, и время, как главный судья наших всех суждений, рассудит кто прав, а кто виноват.
А.Б.: Как эта поездка повлияла на абазо-адыгские взаимоотношения?
И.Я.: Пока больших изменений в абазо-адыгских взаимоотношениях, думаю, нет. Об этом пока говорить рано. Но я уверен, что они будут, нам крайне необходимо сближаться. Школа показала, что грузины и многие другие соседние народы нас воспринимают как единый народ - как черкесов. Это прежде всего связано с тем, что это просто логично. Весь мир идет на налаживание добрососедских взаимоотношений, а тут небольшая кучка функционеров, претендующих на лидерство в народе, пытаются нас разделить, и как принято, властвовать. Мы отчетливо увидели, что никаких разногласий и противоречий среди учащихся школы, независимо от национальности и государственной принадлежности, не было. Занятия прошли на очень высоком духовном уровне, без каких либо происшествий.
А.Б.: Итак, вернемся непосредственно к политике Грузии по отношению к Северокавказским народам. Как Вы думаете, в чем интерес Грузии по отношению к черкесам, к чему они ведут такую политику?
И.Я.: В результате нескольких поездок я обратил внимание на то, что Грузия выстроила современную, продуманную демократическую политику. Проглядывается научная основа и использование мирового опыта, особенно американского, в области построения государственной политики. К примеру, Грузия могла бы отречься от своего участия в Русско-Кавказской войне на стороне Российских войск, и переложить всю ответственность на тогдашнюю царскую Россию. Но они здесь поступили совсем по другому. Они взяли на себя долю ответственности за итоги Русско-Кавказской войны, признали геноцид черкесского народа, и пытаются, в силу своих возможностей, оказать поддержку в целях возрождения черкесского народа. В отличии от глубокомысленного молчания кремля по этому вопросу, думаю, что это далеко идущая, глубоко продуманная государственная политика. И таких нестандартных отношений к сложившейся ситуации очень много.
А.Б.: То есть, вы утверждаете, что Грузия не пытается использовать черкесов в своих интересах?
И.Я.: Почему не пытается? У Грузии свои интересы на современном этапе. Весь мир, кроме черкесов, преследует свои интересы, пытаются решить проблемы своего народа и бороться за свое место под солнцем. Во все времена и у всех народов все союзники строили свою политику основываясь на своих интересах, и этот интерес должен быть взаимовыгодным.
В интересах Грузии иметь в лице братских соседних народов союзников, а союзниками могут быть только развитые, отвечающие современным требованиям народы. На сегодняшней политической арене сложно выжить в одиночку, и Грузия пытается распространить свой опыт на все прилегающие территории и братские народы. Это их интерес, и наш интерес в том числе. А у Грузии есть чем поделиться, и есть что распространить.
А.Б.: Недавно вы выступили с заявлением, в котором говорится, что у вас есть претензии к руководству Черкесского культурного центра, связанные с их общекавказскими проектами. Совпадает ли в настоящий момент ваше видение с видением руководства ЧКЦ?
И.Я.: Думаю, что в этой ситуации ничего из ряда вон выходящего нет. Она довольно стандартная. После публикации данного заявления мы несколько раз встречались с руководством ЧКЦ, обсуждали наболевший вопрос и единодушно внесли существенные коррективы в свою деятельность, и в деятельность Черкесского культурного центра. Уверен, что в дальнейшей деятельности не будет недоразумений, а возникающие вопросы мы спокойно обсуждаем и решаем. Так будет и в дальнейшем.
А.Б.: Спасибо за интересную беседу, Ибрагим.