Санпросвет

Dec 01, 2015 22:46

Сегодня мы поговорим о разнообразных опухолях щитовидной железы, о том, как их вовремя обнаружить и что с ними делать (а также - и это важно - что не делать).

[Там дальше не очень весело, но жизненно важно]Большинство эндокринологов согласны в том, что первичным осмотром щитовидной железы должно быть не УЗИ, а обыкновенная пальпация (ощупывание), которое проводит обычный терапевт. Если при этом нащупываются узлы (то есть они больше сантиметра) - милости просим на УЗИ. А что, если в железе есть микроопухоль, но она пока не нащупывается? Не опасно ли это?

Опухоли бывают доброкачественные и злокачественные (то есть раковые). На настоящий момент не описано ни одного случая малигнизации, то есть озлокачествливания доброкачественных узлов щитовидки (это не значит, разумеется, что наряду с доброкачественной опухолью не может развиваться злокачественная - в другом узле). Если вам известны такие случаи - поправьте меня, пожалуйста, я все-таки не врач ни разу. Поэтому с доброкачественными узлами щитовидной железы (если нет сопутствующих гормональных нарушений, например, тиреотоксикоза) делать не надо вообще ничего. То есть совсем. Если, конечно, опухоль не разрослась настолько, что сдавливает горло и мешает дышать или эстетически портит вид - но вы представляете, до каких размеров она должна в таком случае дорасти?

Почему-то в России часто удаляют доброкачественные узлы щитовидной железы, хотя никакой угрозы здоровью и, тем более, жизни они не представляют. Такой подход совершенно не оправдан! Еще раз: доброкачественные узлы щитовидки - что единичные, что множественные, что микроскопические, что большие - не нуждаются ни в каком лечении.

А если это рак? Начнем с того, что единого заболевания "рак щитовидной железы" не существует. Есть четыре основных разновидности: высокодифференцированные папиллярный (около 75% всех случаев) и фолликулярный (15%) рак и низкодифференцированные медуллярный (примерно 9%) и анапластический (около 1%, а то и менее). Каждый из них требует особого подхода.

Начнем с того, что две первые разновидности развиваются крайне медленно, растут неагрессивно и метастазируют очень поздно, поэтому т.н. микрокарцинома (т.е. опухоль до сантиметра в наибольшем измерении), как правило, не представляет опасности - микрокарциномы довольно часто обнаруживаются в щитовидной железе при посмертном вскрытии людей, спокойно скончавшихся "от старости". Как определяется злокачественность опухоли? "Золотой" критерий - пункционная биопсия. Вам прокалывают шею тонкой иглой (это совсем не больно) и берут маленький кусочек опухоли на исследование. Какой может быть результат? 80% опухолей являются доброкачественными ("коллоидный узел"). Папиллярный, медуллярный и анапластический рак определяются весьма точно (учитывая, что перед операцией стекла будут пересматривать - практически стопроцентно, если, конечно, стекла не перепутают в лаборатории. Шутка).

Папиллярный рак (наиболее часто встречающийся) - можно сказать, удача: он растет медленно (иногда десятилетиями), метастазирует поздно и при надлежащем и своевременном лечении вполне излечим. То же можно сказать и о фолликулярном раке - за одним досадным исключением: при цитологическом исследовании его невозможно отличить от доброкачественной фолликулярной аденомы. Для этого нужно рассматривать срез всего пораженного органа (рак прорастает в капсулу узла, а доброкачественная опухоль - нет). Примерно 85% фолликулярных опухолей доброкачественные, а 15% - рак. Поэтому при определении фолликулярной опухоли приходится удалять пораженную долю железы и отправлять ее на гистологическое исследование. Если подтверждается рак - удаляют оставшуюся часть железы. Прогноз этого типа рака (разумеется, при своевременном обнаружении и надлежащем лечении) также весьма хороший.

Теперь про медуллярный рак. Он гораздо более агрессивен, чем два предыдущих и намного более активно метастазирует, поэтому с ним шутки плохи: он нуждается в немедленном хирургическом лечении. К счастью, он прекрасно распознается по повышенному уровню гормона тиреокальцитонина (или просто кальцитонина) в крови, даже если на УЗИ ничего не заметно. Повышенный кальцитонин - повод немедленно бить тревогу! Я подчеркиваю: немедленно - если в случае с высокодифференцированными опухолями небольшое промедление на ранних стадиях вполне допустимо, то здесь даже неделя может быть критична. К счастью, медуллярный рак щитовидной железы встречается не так часто.

И, наконец, анапластический рак. Это наиболее редкая разновидность, встречающаяся преимущественно у пожилых людей за 60 (но не только: он может быть и в 40). Увы, это приговор - адекватного лечения на сегодняшний день не существует, при обнаружении сразу ставится 4-я стадия, в среднем пациент живет 6-8 месяцев: анапластический рак способен удваивать объем за неделю. Повторю - к счастью, он встречается крайне редко.

Ну и, раз уж зашёл разговор, добавлю пару общих слов об онкологической безопасности. О том, что надо регулярно проверяться, умному человеку и так ясно; поговорим о том, что же делать, если внутри вас завелось непонятное новообразование.

1) Отставить панику! Рак - это вовсе не приговор. Во всяком случае, это не всегда приговор. Если вы обнаружили его на ранней стадии и у вас не особо агрессивная форма - шанс есть, и весьма немалый. Даже если сейчас все, что может медицина - это продлить вашу жизнь на несколько лет, помните, что наука на месте не стоит и через эти несколько лет она, вполне возможно, научится справляться с вашей формой. А многие разновидности вполне себе лечатся уже сейчас, с почти стопроцентной выживаемостью. Кстати - с раком надо вести себя так же, как с Волан де Мортом. Никаких эвфемизмов! Страх перед именем обессиливает в борьбе с явлением. Да, это рак. Значит, будем лечиться.

2) На самом деле "рак" - это собирательное название для совокупности очень разных заболеваний с разным течением, разной степенью опасности, разной клинической картиной, и, как следствие - разным подходом к лечению. Поэтому то, что подошло в другой ситуации, вовсе не обязательно сгодится вам. Это я к тому, что вы, разумеется, будете читать разные интернеты.

3) А если это вовсе и не рак? Каким исследованиям можно доверять? Главное исследование для точной постановки диагноза - цитология, т.е. исследование биоматериала пораженного органа. Собственно, как только у вас найдут что-то "не то", врач сам вас погонит на биопсию. Если нет - это какой-то странный врач. Может ли цитология быть ошибочной? Конечно, вероятность ошибки всегда есть. Но большинство форма рака обладает довольно четкими морфологическими признаками, так что вероятность эта довольно мала. Собственно, если в лаборатории засомневаются - не беспокойтесь, от вас потребуют повторной пункции. Кроме того, перед операцией (если она будет необходима) результаты цитологии все равно будут пересматривать.

4) Резать или нет? Если опухоль вообще операбельна, стандартный подход в онкохирургии - удаление всего пораженного органа или, если это невозможно - максимально возможное. Можно ли обойтись частичным удалением, например, вырезать пораженную часть? Вообще - можно. Вполне возможно, что вы доживете до глубокой старости без рецидива. А возможно, что и нет. Опухоли достаточно нескольких клеток, чтобы возродиться спустя много лет, аки птица Феникс - и часто в более агрессивной форме. Кроме того, полное удаление значительно облегчает последующую диагностику рецидивов, а также обнаружение микрометастазов и борьбу с ними. Ну вообще вам решать. Но что совершенно обязательно - оперировать должен именно онкохирург. Только онкохирург, а не хирург общего профиля, пусть даже очень хороший. В онкохирургии есть ряд приемов, позволяющих не допустить распространение опухоли, и это имеет жизненно важное значение.

5) Можно ли лечиться в районном диспансере? Вообще можно, но не стоит. Главное в борьбе с раком - быстрота. Злокачественные опухоли могут вести себя совершенно непредсказуемо, поэтому нельзя терять ни дня (буквально). Если можете что-то сделать сегодня, а не завтра - делайте сегодня. Если можете сегодня утром, а не сегодня вечером - делайте утром. А теперь найдите в интернете адрес ближайшего онкодиспансера и зайдите туда в поликлиническое отделение (где ведется первичный прием больных) часов так в 9 утра. После этого вопросы сами отпадут. Хотя да, там могут быть очень хорошие врачи. Или вот еще для справки: очередь на терапию радиоактивным йодом в Обнинске по бесплатной квоте - где-то год. А делать её надо через месяц-полтора после операции.

6) Можно ли лечиться волшебными нетрадиционными методами: кровью дракона, слюной марсианских девственниц, бабкиными заговорами и т.д.? Вообще, если вам интересно и больше нечего делать - можете попробовать. Но только если с вас не просят кучи денег (её потом не хватит на настоящее лечение) и если не требуют прекратить нормальную терапию. Таких лекарей надо сразу посылать в сад (а лучше убивать). Кстати, как человек, который немного в теме, скажу - тибетские ламы лечат рак в западных клиниках, а не у знахарей. Вот такие дела. Дополнения, разумеется, приветствуются.

Медицина

Previous post Next post
Up