Характерно-русский (или характерно-российский) пейзаж в общем и целом отличается своей неброскостью, отсутствием резко выраженных форм. Эта его особенность нашла свое отражение во многих художественных произведениях отечественных авторов. На неё обращали внимание русские мыслители, нередко связывая с ней свойства российской ментальности, культуры и истории.
"Всё отличается мягкостью, неуловимостью очертаний, нечувствительностью переходов, скромностью, даже робостью тонов и красок, все оставляет неопределённое, спокойно-неясное впечатление" - пишет В.О.Ключевский.
«По сравнению с красотой Западной Европы эстетическое содержание среднерусского пейзажа вообще, конечно, не красота. Ничто не останавливает взора, не приковывает, не насыщает, не ослепляет его. Красота русской природы - невидимая красота, она вся в чувстве легко и неустанно размыкающихся и расступающихся горизонтов. Она не столько красота на горизонте, сколько красота за горизонтом...(Ф. Степун)
"Вся красота русского пейзажа в том, что в нём нет самодовлеющих, себе тяготеющих красок: снежных вершин, незабываемых очертаний горных хребтов, как сапфир, синих озер, вычурных деревьев и экзотических цветов. Вообще ничего нету, есть только некое «вообще».(Ф. Степун)
"Нет никаких форм, ибо все формы поглощаются бесформенностью, смысл дали - в бесконечности, смысл бесконечности - в Боге.
Так связаны в русской равнинности, в разливе деревенской России убожество заполняющих её форм с божественностью охватывающих её горизонтов» (Ф. Степун).
"Россия до того равнинная страна, - пишет философ В.В. Розанов, - что, всю жизнь живя и даже совершая большие поездки, можно всё-таки не увидеть ни единой горы".