На дворе капитализьмус, в котором, как известно, человек человеку волк, а бизнесу корм.
С целью повышения продаж хитроумные граждане организовывают разные мошеннические схемы, основанные на манипуляциях, с целью получить новых клиентов своему свечному заводику. Ниже я расскажу о свежем случае мошенничества и о том, как легко его распознать.
Итак, сегодня мне на сотовый позвонили с номера (812) 2456138, представились аварийной службой, рассказали трогательную историю о том, как у нас на районе упавшей створкой окна пришибло женщину, и что под этим соусом Администрация инициировала проверку окон жителей на предмет состояния.
Далее у меня начали выспрашивать, что в моей квартире с окнами, в каком они состоянии, и что к нам обязательно должен придти специалист по оценке состояния окон, дабы составить акт, который он потом сдаст в администрацию города.
Мне в целом все стало понятно уже с первых же слов. Даже не так -- мне все стало понятно уже с самого факта звонка. Когда ты отвечаешь на звонок, а там нечто вроде "Ожидайте соединения", и через несколько секунд подключается оператор -- значит работает колл-центр, в котором до жертвы дозванивается автомат, и по факту установления соединения передает звонок первому освободившемуся оператору. Обычно такие колл-центры используются для массовых холодных продаж всякого дерьма населению. Серьезные крупные организации на моей памяти ни разу не использовали такой подход -- всегда звонил именно специалист (хотя у них тоже колл-центры), который был на связи с первой же секунды разговора.
Времени на общение с дамой особенно не было, поэтому я сразу ей задал вопрос -- как называется ваша организация, кто ее руководитель, какой у вас ИНН, ОГРН... На аббревиатуре ОГРН связь прервалась.
По телефону 2456138 отвечает то ли факс, то ли автоответчик. Судя по интернету, с номера неоднократно звонят с предложениями то окон, то увеличения чего-то, то другой фиготы.
Как работают такие мошенники?
Они используют технологию продаж за два шага.
Шаг первый -- звонок, установление контакта. Цель телефонного оператора -- ваше согласие на встречу с "полевым игроком". Для этого используются любые приемы, из которых невинные -- это предложение диагностики и т.п. услуг, и явно мошеннические -- это выдавание себя за государственные службы при помощи использования слов и названий, которые в сознании среднего гражданина (особенно пожилого) ассоциируются с государством. Это слова "аварийная служба", "горэнерго", "горгаз" и т.п. Когда эти слова еще совмещены со строгим, начальственным голосом, вопрошающим о том, стоят ли у вас счетчики воды и когда вы их меняли, или что надо срочно проверить все окна, доверчивые граждане преклонного возраста могут легко повестись. В качестве источника телефона называются всякие там государственные реестры, "реестры водопользователей" и т.п. несуществующие в реальности базы.
Шаг второй -- обработка клиента вживую. "Полевой игрок" приходит на вашу территорию под видом сотрудника аварийной службы, монтера, инспектора с целью осуществления "диагностики", "профосмотра" и т.п. действий. Цель полевого игрока -- ваше согласие на приобретение товаров и (или) услуг. В ходе "осмотра" могут составляться разные акты и прочие ни к чему не обязывающие бумаги, составление которых может обосновываться необходимостью предоставления отчета администрации города или района, или еще кому-то. Наверняка будут разводить на получение подписи, скорее всего еще и на получение подписи под длинной простыней мелкого шрифта. В ходе беседы "полевой игрок" будет стремиться стать вашим помощником в деле спасения от требований или кар госорганов или еще кого-то. Спасение же -- немедленный заказ услуг у правильных людей. Если уж "полевой игрок" пришел к вам домой -- гоните его взашей.
Понятное дело, что взрослому человеку, с критическим мышлением, легко отсеить подобных продаванов. Однако если человек находится в состоянии, когда критическое мышление ослаблено (переутомление, болезнь, недостаток жизненного опыта, старость, etc), он запросто может стать жертвой таких махинаций. Предупрежден -- значит вооружен. Несколько правильных вопросов помогут отсеить мошенников, а при должном использовании еще и позволят слегка развлечься.
Что спросить у звонящего?
1. Прежде всего надо выяснить максимум информации о звонившем. Пусть представится по имени и фамилии.
2. Затем надо выяснить, откуда взят телефон и на каком основании. Также можно заявить, что вы не давали никаким аварийным и прочим подобным службам согласия на обработку своих персональных данных, а значит они действуют с нарушением закона. Если называют какой-то реестр, и есть возможность оперативно его нагуглить -- это упростит проверку. Все госреестры легко находятся в интернете, по ним всегда масса правовой и журналистской информации.
3. Выяснить точную информацию об организации. Контактный телефон, сайт, форма юрлица, название, кто руководитель, можно даже спросить про ИНН и ОГРН.
4. Предложить дать вам контактный телефон для связи, что вы сами перезвоните.
Приличным организациям нечего скрывать, и они легко ответят на все каверзные вопросы о том, кто они такие, чьи друзья, что выигрывали, кто им рад и зачем они вам звонят.
И главное -- вы не обязаны никому ничего рассказывать о себе, своей квартире и т.п. Ну за исключением случаев, предусмотренных УК, УПК и подобными документами.
Пожалуйста, поговорите об этом всем со своими близкими и знакомыми, кто потенциально мог бы стать жертвой подобного мошенничества. Если есть одинокие старики -- напишите им памятку, повесьте радом с телефоном.