Поскольку было не до отдельных сводок, решил составить общую.
В целом, качество приходящего человеческого материала остается примерно на одном и том же уровне в сравнении с прошлым годом: соотношение интересующихся, плывущих по течению и тунеядцев субъективно, по ощущениям, сохранилось. Накал идиотии в ряде случаев был довольно силен, но до
рекорда прошлого года все же не дотягивал.
Не радует то, что очень многие ориентируются на слухи и домыслы, сказанные Васей, Петей или еще кем.
Например, по заданию надо было подготовить три отдельных документа о программе (ТЗ, техническое описание, руководство пользователя), о чем было четко, недвусмысленно и не единожды сказано. Однако, многие объединили эти документы в один, озаглавленный "Отчет по курсовой работе", ссылаясь при этом на некоего Васю, которому якобы я сказал делать именно так. Отправил переделывать, да.
Другой случай -- это способ задания графа в создаваемой программе. Те, кто услышали, что граф можно задавать любым известным способом -- например, матрицей смежности -- и задавали его так, как было удобно им по контексту задачи. Однако, некий Петя, сделав красивый гуй, в котором он задавал граф визуально -- ставя мышью на плоскости вершины и проводя ребра -- пустил слух, что на самом деле так и надо (опять со ссылкой на меня). В результате довольно большая группа студентов делала гуевое введение графа. Видимо, Петя на этом неплохо заработал (не обязательно деньги), ибо его интерфейс с теми или иными изменениями я видел неоднократно.
Несколько персональных случаев стоит описать отдельно.
Сцена первая
В зачетную неделю явился студент, хрупкого телосложения, одетый в полуобтягивающие вещи, с патлатой, облегающей прической -- в целом по стилю нечто вроде
мальчика-эмочко. Амбре от него стояло такое, что даже барьер в полтора метра стола, разделявшего нас, не спасали -- приходилось отодвигаться еще дальше; хотя вроде бы одет он был в чистое.
Сей персонаж приволок реферат на тему "Современные технологии программирования", естественно скачанный из сети (что установить наметанным глазом несложно). Более того, сия писулька, в общем-то, рефератом и не являлась. Помимо отсутствия четкой структуры материала, не было введения, заключения и списка литературы... Однако, прямо на первой же странице первой главы, в третьем абзаце я увидел ссылку: "[3]". Удивительно, подумал я, после чего состоялся следующий диалог:-- Что это?
-- Это три.
-- Я вижу, что три. Что это?
-- Это метка.
-- Что за метка, что именно она отмечает?
-- Ну, это метка. Она символизирует.
-- Что символизирует?
-- Это метка.
Ну и так далее... Не иначе, перед нами будущий эйнштейн. А потому отправил его переделывать. Переделал. Возвращается. Теперь, пожалуй, можно и по сути реферата побеседовать. Написано в нем, не считая мелочей, про структурное и объектно-ориентированное программирования. При чем тут "современные технологии..." -- решительно непонятно. Нет, они кагбе используются, т.е. вполне актуальны и не устаревши, но когда говорят "современный", подразумевают нечто новое, практически одновременное (т.е. со-временное) текущему моменту времени. Лучше бы я не спрашивал про объектно-ориентированное! Мне было озвучено несколько вариантов этого словосочетания...-- Объектно-ориентивное
-- Объективно-ориентационное
-- Объективное
-- Объектационное
-- ...
Примерно такая же ситуация была со словами "полиморфизм" и "инкапсуляция"... Причем с дикцией-то у него все в порядке!
Персонаж ходил ко мне три недели (считай, всю сессию). Осваивал терминологию, учился теории графов, узнавал про структуры данных... Сам, конечно же. Получил зачет, да.
Сцена вторая или подвиги канючки
Вот что очень не люблю в студентах, так это когда начинают канючить и выпрашивать в ответ на однозначное "нет". Говоришь, объясняешь ему, что он неправ, ибо взрослый половозрелый человек, который должен отвечать за свои поступки, а институт не собес. Ни в какую. Стоят и канючат. Просят какие-то одолжения, снисхождения и еще что-то подобное, хотя вижу я их в первый раз. Такой канючка уходит только после не менее, чем десятикратного повторения того, что до тех пор, пока он не сделает все как надо, зачета ему не видать. Терпеть не могу, когда парень начинает давить на жалость. Мне даже как-то неудобно становится смотреть и слушать такую мерзость.
Сцена третья или девчонки пришли сдаваться
Самое сложное с женским полом. Принято считать, что у нас скорее мужской институт, нежели женский, однако девушек набирают в заметном количестве. Распределение среди по качеству примерно такое же: есть интересующиеся, есть не определившиеся и есть ленивые. Должен отметить, что прямой связи между внешностью (в том числе и размером сисек) и интересом я не заметил. Основная проблема, понятно, с ленивыми. Я гражданин устойчивый, к флирту в данном случае отношусь с интересом, но без одобрения и реакции. Но, естественно, пытаются. Сегодня вон одна пришла -- микроюбка, колготки в сеточку, грамотно расстегнутая белая блузка... Ничего, сидела отвечала.
Если я вижу, что девушка просто решила схалявить, чего-то не понимая, я могу и пометать бисер, поинтересовавшись, нравится ли ей формулировка Алоизыча о женском предназначении "кухня, дети, церковь". Выясняется, что нет. Как правило, этого достаточно.
Сцена четвертая или "Я тоже хочу быть идиотом!"
Сегодня приходит поц, которого я, естественно, вижу первый раз в жизни. Поц приносит мне реферат "Современные технологии программирования". Дальше продолжать? ;-)))
Но я все же продолжу. После пары вопросов -- в том числе и о цифре 3 в квадратных скобках -- я предъявляю поцу такой же реферат, только под другой фамилией. Думаете, он посыпал голову пеплом, испросил прощения и поинтересовался, на какую тему ему лучше написать реферат, дабы все было нормально? Не тут-то было! Он начал упрашивать меня допустить его до экзамена условно, что-де он потом (ага, щас) придет и все досдаст. "Ну пожалуйста", "ну разрешите", "ну можно" и так далее... Видимо, он решил, что я первый день в жизни в институте :-)
Естественно, что этот клоун был отправлен куда подальше. Учитывая, что пришлось ему ритуально повторить это десять раз, мы имеем дело с идиотом обыкновенным. Если договорится с деканатом о продлении сессии, сдавать будет осенью.
Сцена пятая или что такое помощь
Подходят ко мне два толковых парня, совершенно не задроты, с целью проставить честно заслуженный зачет. Я им и предъявляю, что мол ваш движок программы используется кучей народу. Они отвечают, что де "завкафедрой говорил, что надо друг другу помогать". Очень покоробила меня такая подмена понятий. Пришлось разъяснить, что "помочь" и "сделать за" -- разные вещи. Помощь -- это когда даешь консультацию, говоришь "как" и т.п. Но в данном случае помощи не было -- было "сделать за", а это по отношению к учебе -- не помощь, но вред. Что характерно, парни поняли.
Остальное было как обычно.
Понравилось:
Несколько человек серьезно порадовали системным подходом и самостоятельностью мышления при решении поставленной задачи -- о чем им было прямо сказано с пожеланием копать глубже. Порадовал интерес студентов к Линуксу, с некоторыми даже плодотворно побеседовали по некоторым аспектам его применения. По мере возможности попиарил OpenOffice, благо он теперь очень хорош, а удобностей в нем навалом -- одна база данных библиографии чего стоит! Выяснилось, что им пользуются. Также были люди, писавшие отчет в TEX -- мысленно поставил им "+" в карму :-)
Не понравилось:
Массовая бесхарактерность. Доверие слухам. Наглость. Распространено нежелание что-либо делать, тем более, делать самостоятельно.