Одно из утверждений в отношении Японии, которое не требует доказательств - это факт того, что по одному только аниме составить комплексное представление об этой стране невозможно. С целью более полноценного погружения читателя в японскую культуру редакция Shikimori постоянно публикует заметки о Стране восходящего солнца за пределами анимации и графических романов.
В большинстве случаев японские студии взяли за правило максимально дистанцироваться от жизненных невзгод, а те сериалы, что отошли от такой концепции на два шага, становятся «шедеврами». Попробуем привести что-нибудь полегче, например, акне на лице. Люди, рисующие аниме, знают положение осевых линий для подбородка, глаз, век и бровей. Прыщи и какие-либо ещё дефекты внешности в концепцию не входят. Японская анимация максимально упрощает не только человека, но и саму жизнь. Она создаёт исключительно приятную среду, если только не упоминать те самые «шедевры».
А ещё аниме - это территория, на которой Япония никогда не объявляла никому войны. Нет, не только войны. Она вообще не участвовала в конфликтах и представляет из себя исключительно миролюбивую страну. С рождаемостью затруднений тоже нет, а проблемы в отношениях пройдут со временем. Стоит тебя сбить грузовиком, как на дом к тебе придёт бессмертное существо с брачным контрактом на руках(«Tonikaku Kawaii»), либо же даже грузовика не потребуется, ведь, согласно статистике, на каждый класс обязательно приходится хотя бы одна до смерти влюблённая в тебя девушка(«Mirai nikki»).
Хотя, как выясняется в действительности, брачные агентства в Японии существуют не просто так, а население продолжает стабильно сокращаться. Но в типичном японском аниме о бедах с демографией не будет и слова.
Иной взгляд на Японию представлен в манхве Кореи, маньхуа Китая, а также в аниме их производства. По исторически обоснованным причинам у них имеется с гору вопросов к соседям. Если возникает затруднение, кого в истории сделать главным виновником всех проблем, будь то сюжет о социальных вещах или попадание в иной мир, то решение зачастую очевидно.
Корейские и китайские комиксы занимают значительно меньшую долю японского рынка, чем внутренняя продукция страны, но даже здесь возникают интересные курьёзы. Например, недавно сюжет аниме по манхве «Solo Leveling» в Японии подвергся значительным изменениям. Вместо родной для автора произведения Кореи действия стали происходить в Японии, а главные герои с новыми именами борются против неназванной державы, которой в оригинале была именно Япония, о чём не сильно трудно догадаться.
Впрочем, что действительно сложно сказать, так это то, являются ли действия японской цензуры ответом на запрет в Южной Корее фильма «Могила светлячков»? В плане взглядов на прошлое два близких народа продолжают придерживаться диаметрально противоположных мнений.
Говоря о странах, нельзя не вспомнить аниме «Хеталия и страны Оси». Тем более, что Корея там была. Вернее, она появлялась в манге, но не аниме. Уже к моменту начала рекламной кампании, где оказалась Корея, в ход противников такого решения пошло всё - от неправильной даты рождения героя до территориальных претензий на остова Лианкур, которые Япония более сотни лет считает своей территорией. Когда же создатели аниме осознали ошибку, петиция об отмене показа серии с участием Кореи на телевидении набрала 16 000 подписей. В ней заинтересовалось и правительство Республики Корея, которое, ожидаемо, сочло произошедшее «национальным преступлением», когда обнаружился факт того, что в сюжете Корея не была отдельной страной, а, согласно временным рамкам, входила в состав Японской империи как колония. И если вы считаете, что после истории с Кореей проклятия перестали обрушиваться на весь персонал студии «Deen» и на создателя манги Хидэкадзу Химарую, то нет. Это мы ещё про Тайвань разговор не начинали…
Панда в японском аниме- более желанный гость, нежели кореец или китаец. Когда дело доходит до проката произведения производства «любимого» соседа, и в Сеуле, и в Токио от упоминания культурных особенностей стараются воздержаться. В корейской версии «Sailor Moon» пропадают сионистские храмы, а в «Solo Leveling» японизируются имена. Но здесь нужно отметить, что первой страной, попытавшейся отказаться от полного упоминания имён, вывесок и мест действий всё-таки была не Япония, а Корея.
Корейская цензура на пару с китайской иногда может выдавать и вещи, до которых мало кто додумывался. Из недавно вышедшего аниме 2022 года «Любовь с иголочки» цензоры в стремлении сделать сцену с измерением размеров главной героини поприличнее случайно сняли с неё нижнюю часть купальника, чем подняли популярность и без того интересного сериала.
В попытках переиграть другую сторону удлиняется одежда, повышается уровень воды в ваннах, затемняется изображение или же наоборот появляются блики. Ожидая версию на Blu-ray, мы сами навряд ли сможем ответить, почему так выходит. Но ясно одно: любая культура, в том числе и анимационная - это творение людей, а кроме того и показатель отношений между ними. Получится ли у аниме пересилить долгие распри покажет только время. Приходя на чужой рынок, владелец должен подчиняться правилам этого рынка.