Героизм без поблажек: как аниме раскрывает тему инвалидности

Apr 25, 2022 12:15



В аниме инвалидность часто является либо тем, что нужно преодолеть, либо тем, что делает персонажа сильнее. Она расширяет спектр эмоций героя и его физические возможности, помогает найти причины для борьбы с недугом.

Для Эдварда Элрика из «Стального Алхимика», например, именно потеря руки и ноги в результате неудачного алхимического ритуала стала движущей силой. Его младший брат Альфонс лишился своей физической оболочки и остался жив лишь благодаря связи его души с грузными старыми доспехами. Эдвард утратил немалую часть своего тела, в то время как его брат лишился части своей личности. В каком-то смысле Альфонс пожертвовал своей молодостью. Эд чувствовал вину за это, так как именно он убедил Ала помочь ему воскресить их мать. Более того, вследствие ритуала алхимии он выпустил в мир загадочное проклятие. Эдвард совершил непростительный грех, которого было достаточно, чтобы оставить глубочайший шрам на его жизни, наполненной отвращением. Поэтому он и заступался за беззащитных и сражался со злом, попутно продолжая искать лекарство для своего брата.



Очень любопытно отношение Эда к своей инвалидности и трагической бесформенности брата. В мире Алхимика протезы конечностей - обычное дело (их можно увидеть даже на собаке Уинри Рокбелл), но его протезы - скорее позорное клеймо. Не на нем лично, а как напоминание обо всем том, чему стоила его ошибка Альфонсу. Вся жизнь Эдварда теперь сосредоточилась на поиске чуда для Ала, и на пути ему предстоит встретиться с физическими проявлениями семи смертных грехов. Только вот убийство физической оболочки не убивает сам грех. Кажется, будто Эд знает, что ему придется вечно нести ответственность за свои проступки, независимо от того, вернет ли он тело своего брата или нет.



Протез автоброни Эда

Образ решительного Эдварда Элрика - метафора меняющегося, но все еще упрямого отношения к инвалидности в Японии: "Люди с инвалидностью «уступают» трудоспособным". В обществе, которым одновременно и восхищаются, и критикуют за трудовую этику, те, кто не может работать, все еще в какой-то степени считаются препятствием для блага страны. Вплоть до середины XX века людей с инвалидностью там помещали в специальные учреждения, но отнюдь не ради заботы о них. Со временем общественные движения и журналистские разоблачения все больше стали выступать против жестокого обращения с жителями домов-интернатов, и со временем нетерпимости стало меньше. Открытие школ для детей с особыми потребностями начало давать свои плоды, но Япония все еще отстает от других стран в плане включения людей с инвалидностью в школьную и трудовую жизни.

Глубокий стыд, испытываемый как по отношению к инвалидам, так и самими инвалидами, часто ярко, хоть и косвенно, отражается в характерах гипермаскулинных персонажах аниме. Чтобы компенсировать нехватку чего-либо, они находят причины и средства стать супергероями. Например, однажды Всемогущий из «Моей геройской академии» получил тяжелую травму, из-за которой некоторое время не мог выполнять свои обязанности. После выздоровления он мог исправно работать, лишь постоянно кашляя кровью. Его битвы продолжались до тех пор, пока он не проиграл и не начал скрывать свою слабость от всего мира. Снова и снова эти мужественные персонажи бросают вызов своим обидам, чтобы стать богами для других, будь то Гилдартс Клайв, маг S-класса из «Хвоста Феи», у которого нет руки, ноги и нескольких внутренних органов, или легендарный "Рыжий" Шанкс из «Ван-Писа», который потерял руку в схватке с акулой.

Тем не менее женская сторона этой монеты - абсолютное самопожертвование или постоянная борьба за то, чтобы считаться равной обычным людям. Комуги из «Охотник х Охотник» считает себя отбросом из-за собственной слепоты, и только отменные навыки игры в гун-ги дают ей хоть какое-то чувство собственной ценности. Но недостаток физического зрения героини позволяет ей видеть душой. Она исцеляет разорванный дух главного антагониста арки «Муравьев-химер», муравьиного короля Меруэма. Ее готовность быть рядом с ним, умирающим от отравления, возвращает персонажу человечность и избавляет от отвращения к самому себе. В «Короне Грешника», в которой Япония, ослабленная вирусом Апокалипсис, потеряла свою независимость от конгломератной организации GHQ, Аясэ Синомия предстает в инвалидной коляске, которой она, вроде бы, должна стесняться, но нет. Героиня презирает людей, которые жалеют ее, гордится тем, кем она является и считает инвалидное кресло своей отличительной чертой.



Сёко в своем безмолвном мире

«Форма голоса», полнометражный аниме-фильм 2016 года с глухим персонажем Сёко в главной роли, показывает, что путь принятия людей вместе с их слабостями - сложный, но истинно верный. К тому же, фильм удачно описывает путь девушки к прощению её знакомого-хулигана Сёи за его жестокость по отношению к ней в детстве. Сёя страдает от депрессии, наполнен отвращением к себе и сожалением обо всем, через что он заставил пройти героиню в начальной школе. В фильме показана ответственность людей за собственные грехи, он вызывает сочувствие зрителей, но при этом не сгущает краски. Эта человечность отсутствует в некоторых других популярных примерах инвалидности в аниме. Например, Нанналли Ламперуж в «Код Гиассе». Ее брат, Лелуш Ламперуж, начинает борьбу за свою хрупкую младшую сестру, которая одновременно слепа и прикована к инвалидному креслу из-за верхушки Британии, так как та использовала Лелуша и Нанналли в качестве политических пешек в войне против Японии. В первом сезоне сестра существует по большей части как мотивация для своего старшего брата. Но во втором, будучи заложницей, когда все воспоминания стерты, девушка совершает злодейский поступок после того, как чуть не попадает под взрыв бомбы, выпущенной по приказу своего брата. Таким неожиданным поворотом аниме Код Гиасс ясно говорит, что человек с инвалидностью может являться либо пассивным объектом сочувствия, либо монстром-жертвой.

Со временем разнообразных и подробных изображений инвалидности в мультипликации становится все больше, что говорит о меняющейся парадигме мышления Японии, по крайней мере, на физическую инвалидность. Николас Браун из «Гангсты», бывший наемник со сверхъестественной силой, сражается с такой же яростью, с какой и многие другие аниме-герои его рода, раненные судьбой и восставшие против нее, желающие получить внимание. Но глухота, с которой он родился, вместо того, чтобы усилить его положение изгоя (спасибо его замкнутой природе), щепетильно и, даже можно сказать, красиво изображена, написана и исполнена как его японским, так и английским голосом Кэндзиро Цуды и Брэндона Поттера соответственно.

В последние десятилетия достоверное представление проблемы инвалидности становится все актуальнее, что еще раз было доказано в «Принце тенниса». Капитан команды «Риккайдай» Сэйити Юкимура предстает перед зрителями в лице яркого героя, страдающего от малоизвестной болезни. Сэйити подвержен аутоиммунному заболеванию, которое, хоть и не названо в сериале, поразительно похоже на синдром Гийена-Барре. Он вызывает паралич конечностей, поэтому герой долгое время находится в больнице из-за операции, шанс выжить после которой равен лишь пятидесяти процентам. Но Юкимура после долгого перерыва возвращается в теннис более сильным, чем когда-либо. Операция избавляет его от болезни, что исключает риск инвалидности, но именно скромная и мягкая натура Сэйити помогает не потерять силы и волю к жизни.



Мягкий, но волевой Сэйити

Несмотря на все эти шаги по включению людей с ограниченными возможностями в общество, в аниме не хватает одной важной детали. Проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, депрессия и посттравматическое расстройство, часто фигурируют в аниме, но вот интеллектуальных нарушений почти нигде не встретить. Фанаты давно предполагали, что у многих известных сёнэн-персонажей, таких как Луффи и Наруто, проявляются симптомы СДВ (синдрома дефицита внимания) или СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности), и вполне может быть, что у Л из «Тетради Смерти» есть заболевание аутистического спектра. В аниме нет примеров, которые значительно влияли бы на способность персонажа решать повседневные проблемы (хотя все это вполне может происходить у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями). На самом деле, совсем наоборот, поскольку эксцентричность Л делает его самым проницательным детективом, известным человечеству.

Это простейшее свидетельство говорит о гораздо более глубоком предубеждении по отношению к людям с умственной отсталостью. С 1940-х до 1996 года правительство Японии стерилизовало граждан с инвалидностью, чтобы избежать распространения "неполноценности". Очевидно, что это также было направлено и на людей с ограниченными возможностями в области развития и интеллекта, причем такая инвалидность скорее была вызвана генетическими аномалиями, нежели внешними воздействиями. В 2016 году эта затянувшаяся нетерпимость привела Сатоси Уэмацу к совершению массового убийства в пансионате "Цукуи Ямаюри Эн", доме престарелых для людей с инвалидностью. Он убил девятнадцать человек и ранил еще двадцать шесть. Это стало крупнейшим массовым убийством в Японии со времен Второй мировой войны. После этого Сатоси сдался полиции и заявил, что хотел «извести всех инвалидов с лица земли».

Если мы хотим искоренить во всем мире такое опасное отношение к людям с инвалидностью, необходимо активнее освещать их жизни в средствах массовой информации. В Японии усилия в этом направлении выглядят вяло, - большинство аниме сосредоточено на путешествиях и страданиях трудоспособных людей. Несмотря на некоторые вдохновляющие примеры физической неполноценности, большинство аниме-персонажей по-прежнему воспринимаются как "обладающие силой, что бы ни случилось", нежели имеющие те же обыденные проблемы, что и обычные люди. «Форма голоса» напоминает нам, что недостаточно просто поменять мнение и начать жалеть людей с инвалидностью. В конце концов, каждый сам отвечает за то, как смотрит в глаза другим.

Переводчик: Арсений Охрименко

Редактор: София Гештальт

философия, инвалидность, anime, аниме, япония, анимация, манга

Previous post Next post
Up