1 ноября. Качинские городища. Часть 1. Качи-Кальон, начало.

Nov 10, 2015 00:01


А первого ноября пробежались со stalkerwayем по "пещерным городам", расположенным вдоль реки Качи.

Если кто-то живет так далеко от Крыма, что ни разу не в курсе, что такое "пещерные города", поясняю: название условное и появилось в начале XIXвека, когда впечатление российских (и европейских) путешественников, среди прочих крымских диковинок, поразило и наличие в обрывах некоторых массивов Внутренней гряды большого количества искуственных пещер. У них создалось впечатление, что эти пещеры вырубили для обитания в них некие первобытные троглодиты, отсюда и такое название.


Но археологи обнаружили и наземные постройки возле этих пещер. И теперь мы знаем, что т.н."пещерные города" - средневековые поселения, наземные постройки которых за века полностью или частично развалились или разобраны местным населением для строительства и ремонта своих домов. А вырубленные в мягких известняках Внутренней гряды (мшанковом и нуммулитовом)  помещения (преимущественно хозяйственного или оборонительного назначения) сохранились - что им сделается?

Однако, название "пещерные города" так и устоялось. Хотя, как видите, теперь его принято брать в кавычки, а еще признаком хорошего тона является добавить "так называемые", дабы подчеркнуть, что ты ни в коей мере не пытаешься утверждать, будто в этих городах люди жили именно в пещерах. Да и вообще, что все "пещерные города" - именно города.

Условность этого понятия именно в том, что:
а) далеко не все "пещерные города" - именно города. Собственно городами были Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Кыз-Кермен. Небольшими крепостями (в том числе, замками местных феодалов) были Тепе-Кермен, Сюйренская крепость, Кыз-Куле, Каламита, укрепленное поселение Бакла. Монастырями являлись Свято-Успенский (у Бахчисарая, по дороге к Чуфут-Кале), Свято-Климентовский (в Инкермане, под Каламитой), Качи-Кальон, Чильтер-Коба, Чильтер-Мармара, Шулдан.
б) за исключением тех случаев, когда искуственные пещеры являлись монастырскими кельями, в них НЕ ЖИЛИ. Они имели оборонительное значение (пещерные казематы), хозяйственное (амбары, хлева, подвалы), церковное (пещерные храмы), погребальное (склепы, усыпальницы, гробницы)

Итак, "Пещерными городами" называют в Крыму археологические памятники - города, крепости, христианские монастыри, расположенные на скалистых возвышенностях Внутренней гряды Крымских гор. На территории "пещерных городов" имеются высеченные в толще мягких известняковых пород пещеры различного назначения...
"Пещерные города" Крыма возникли в эпоху средневековья. (Харитонов С.В. "Пещерные города Крыма" СПБ-Одесса-Симферополь 2005)

Итак, этот выход посвящен тем городищам, что расположились вдоль реки Качи.
Их три (если не считать расположившийся чуть севернее Чуфут-Кале). И представляют они все три группы "пещерных городов": собственно город (раннесредневековый) Кыз-Кермен, небольшая крепость (вероятно, феодальный замок) Тепе-Кермен и христианский монастырь Качи-Кальон.

Именно с него мы и начали свой путь. Точнее - от грота и родника Таш-Аир, но их я не фотографировала в этот раз, они у меня тут http://shikamama.livejournal.com/8599.html имеются.

Варианты перевода названия: кальон - "галеон" (корабль) или от "кале" крепость, укрепление, или родоплеменное (некое племя Кален здешними землями владело).
Качи - или от названия реки Кача, которое,  в свою очередь, то считают родоплеменным (если иметь в виду мужское тюркское имя Качи, выходит, что племя или род какого-то Качи владел землями по течению реки) или произошедшим от тюркского (либо армянского) слова Кач (Хач) - крест. А, может, слово "крест" относится к скальному массиву, в котором расположился монастырь? И уже от него перешло и на речку, а не наоборот?  Просто потому. что где христианский монастырь - там и кресты, или... Об "или" - чуть ниже.

Есть еще несколько вариантов. Но исходя из приведенных, Бертье-Делагард переводил название монастыря, как "крестовый корабль", археолог Репников, как "качинское укрепление", путеводитель 1927 года приводит вариант "качинская крепость".
Есть замечаельная брошюрка, написанная еще в 70х археологами Веймарном и Чорефом. Называется "Корабль на Каче". Вот вам еще один вариант перевода!

На страничке 48 этой книжки, в описании подхода к монастырю с северо-запада, есть такие строки:
Взгляните вверх... Над вами громоздится высокая скала; природа и время покрыли её поверхность бесчисленными трещинами. Всмотритесь в них: вы различите в верхней части скалы как бы изображение огромного креста. Не исключено, что рисунок природных трещин и профиль самой скалы, похожей, если смотреть с севера на юг, на нос корабля, породили название "Качи-Кальон" - "крестовый корабль". Однако... такое объяснение [названия] самое простое, но не единственное.

Действительно! Посмотрите на снимок:


Крест отлично виден! Справа от него начинаются гроты. вдоль которых располагаются кельи и храмы древнего монастыря, а вдали виднеется мыс, похожий на нос корабля!

Вот как выглядит "качинский корабль" с трассы Севастополь-Симферополь  (фото не моё):


Чем не корабль? И крест расположился на КОРМЕ корабля. Хотя многие экскурсоводы и тиражируют ту небрежность, которую допустил в своей книжке "Пещерные города Крыма" многоуважаемый Александр Германович Герцен, утверждая, будто крест - на носу.
(А.Г.Герцен, О.А.Махнева-Чернец Пещерные города Крыма "Библекс" Севастополь 2013, причем не уверена, что этого "ляпа" нету в предыдущем издании данной книги 80х годов)

На снимке видно, что "корабль" "отрезает" от северной части куэсты (косогора), западным обрывом которой он является, некая балочка. Вот так её начало выглядит вблизи:


В этой балочке, "за поворотом",  находятся возникший уже в этом веке скит Св.Анастасии. Замечательно, что они чуть в сторонке от древнего монастыря расположились. На его территории пока только старые надписи (один мой знакомый утверждает. что помнит там и следы фресковой росписи) в храме Софии забелены и выбитые в средневековье в камне кресты краской грубо подмалеваны, других повреждений, вроде бы, нету. Герцен, вон, пишет, что Качи-Кальон еще и не подвергался серьезным археологическим обследованиям, там еще копать и копать всякие интересные ответы на любопытные вопросы откапывать.
А в монастырях людям на житье обустраиваться надо, а не всякие древности хранить-оберегать. Причем, жить в пещерных кельях - это такой подвиг, что далеко не всякому по плечу. Значит, наземные постройки нужны. Но их построй на древнем месте - и со всякими любопытностями можно попрощаться навеки :(((((

Снизу, от идущей по Качинской долине трассы, по балке поднимается тропа. Чуть ниже и левее креста находится развилка: прямо - в скит и мимо него - наверх (можно пройти к Бахчисараю, можно - к Чуфуту, Кыз или Тепе-Керменам), направо - под скалу, собственно, в древний Качи-Кальон.
Мы собираемся сначала уйти направо и осмотреть остатки средневекового монастыря, а затем вернуться к развилке и мимо современного скита уйти по балке наверх, дабы посетить еще два городища.

С недавних пор тропа выложена старыми покрышками:


На полянке под Первым гротом в каменной глыбе высечен храм Св.Софии:






Вот как описан он у Харитонова:
...Над входами с наружной стороны высечены в скале желобки, отводящие дождевую воду. Водоотводы имеют стрельчатую форму. Над правым входом... с наружной стороны вырезан равноконечный крест с расширяющимися концами.
Храм имеет в плане овальную форму размерами 6,2х3,1м. Апсида (полукруглый выступ здания, в храме- алтарная ниша) ориентирована на юго-восток. В апсиде расположен одноступенчатый синтрон (дугообразная скамья для духовенства). Перед ним в полу имеется углубление - место престола. Вдоль стен наоса по периметру устроена скамья. В полу южной части наоса высечена гробница, покрывавшаяся каменной плитой. Еще одна гробница вырезана рядом - в скамье (обе, как видите, сейчас прикрыты досками, как мне кажется, ДСП). Над гробницами, на южной и западной стенах храма вырезаны надписи на греческом языке - в пять и шесть строк. Пятистрочная надпись на южной стене читается полностью: "Почил раб Божий Евфимий месяца марта 15го". По мнению известного филолога, эпиграфиста и историка В.В.Латышева, эта надпись может быть датирована XVI - XVII вв.

В книге "Корабль на Каче" на стр.53 читаем:
Перед церковью у дороги лежат несколько сильно поврежденных "однорогих" надгробных памятников из местного известняка - остатки кладбища, окружавшего когда-то храм




В середине XIX века на территории Качи-Кальона был создан скит Св.Анастасии (Герцен). Судя по приведенной в книге Веймарна и Чорефа фотографии, тогда же на какое-то время была воссоздан и храм Св.Софии:


Пещерная церковь Фото начала XX в. ( http://www.krimoved-library.ru/books/korabl-na-kache8.html )
Харитонов:
В 20 м. к северо-западу от храма Св.Софии, в другом камне высечено помещение, похожее на усыпальницу... В пещере, имеющей в плане 5 х 3 м, у северной и западной стен устроены скамьи.


На восточной стене под потолком, к северу от входа вырезан рельефный равноконечный крест с расширяющимися концами, вписанный в круг.


В полу северной части помещения высечен тарапан.






Возможно, первоначальное назначение пещеры - усыпальница. Тарапан мог быть устроен позднее.

"Корабль на Каче":
"За церковью, в другом обломке скалы была устроена усыпальница, позднее переделанная в винодельню"

Если кто не понял, тарапан - это виноградодавильня. Древняя, наверное, как само вино. Название, как утверждают всЕЯческие справочники, крымскотатарское, но таким образом давили вино еще древние греки: на большой площадке давится ногами (можно поставить пресс, но это вино похуже будет - косточки раздавятся) виноград, сусло стекает в ямку поменьше и поглубже. А уж будет ли хозяин его оттуда вычерпывать или заранее подставит под сток какую-то емкость (амфору, пифос) - его дело.

Качи-Кальон, пожалуй, "самый винодельческий" из наших "пещерных городов". Герцен пишет:
По данным специалиста в области средневекового виноделия В.М.Маликова, их [тарапанов] насчитывается свыше 120. В них можно было одновременно перерабатывать до 250 т винограда.... Пик производства вина на Качи-Кальоне приходился на "хазарский период", соответствующий VIII - IX вв.

Чуть проходим по тропинке дальше, открывается отличный вид на раскинувшийся над нами Первый грот (гроты имеются в виду природного происхождения):


Масштабнее его только четвертый. да и то, за счет глубины, а в ширину и высоту, пожалуй, и не переплюнет... Впрочем, насчет высоты я не уверена...

Дальше цитирую Харитонова (у него подробнее), иллюстрируя своими фотографиями:

В промежутке между Первым и Вторым гротами, в нижней части обрыва скалы расположен пятиярусный комплекс пещерных сооружений. Здесь имеется более 50 пещер сравнительно небольшого размера, связанных между собой скальными террасами и наружными лестницами. Возможно, первоначальное назначение этих пещер - монашеские кельи. Во многих пещерах устроены скамьи. В полу некоторых пещер высечены ямы и тарапаны.








В стенах Второго грота


сделано много гнезд для деревянных конструкций.


В восточной части этого грота имеются искуственные пещеры, расположенные в два яруса. В полу грота высечена гробница:


В промежутке между Вторым и Третьим гротами расположено 10 искусственных пещер.

В Третьем гроте имеются пещерные сооружения, представляющие собой храмово-погребальный комплекс




Между Третьим и Четвертым гротами в обрыве скалы высечено около 30 пещер.

Поскольку stalkerway в Третий грот не пошел (и правильно сделал с точки зрения безопасности: тропинка туда - по узкой полочке над невысоким, но обрывом, а между Третьим и Четвертам - вообще "шонуегонафиг", даже я не полезла проверять, проходимо ли там хоть как-то или совсем нет), спустился на тропинку, ведущую к Четвертому гроту у подножия скал, я не стала сильно задерживаться ради выяснения, какой храм - какой и где там остатки нарисованного на стенке креста, а где - надписей (любопытно, но в другой раз, раз человек ждет).

Но от фотографирования "красивостей"между Вторым и Третьим все же не удержалась:











Если вышло "не ахтИ" - извините, торопилась.

(продолжение следует)

Походы, Крым, Экскурсии

Previous post Next post
Up