Италия-2015. День второй - Флоренция - Данте Алигьери.

Feb 22, 2016 19:02

Италия-2015. День первый - самолёт.
Италия-2015. День первый - Венеция-1.
Италия-2015. День первый - Венеция-2.
Италия-2015. День первый - Венеция-3.
Италия-2015. День первый - Венеция-4.
Италия-2015. День первый - Венеция-5.
Италия-2015. День второй - дорога.
Италия-2015. День второй - Флоренция-Троица.
Италия-2015. День второй - Флоренция-Современный город.
Италия-2015. День второй - Флоренция-Санта-Мария-дель-Фьоре.
Италия-2015. День второй - Флоренция - исторический центр.

"Одна феечка иногда сочиняла "в стол".
Другие феечки просили её сочинять "в туалет", а то там бывает скушно."
(с) А.Дукельский
Немного придя в чувство, после обрушившихся на наши головы красот, мы отправились к реке Арно, которая тоже является достопримечательностью Флоренции. Свернули вглубь квартала и потихоньку стали двигаться в тесноте исторических улиц. Стояла оглушительная жара для начала июня месяца. Город словно плыл в раскаленном мареве, а среди узких улиц было некое пограничное состояние. С одной стороны жаркий воздух там усиливал свои целебные термические свойства, а с другой стороны тень от домов ложилась друг на друга и было как то попрохладней.



Но не смотря на жаркий полдень, на улицах ходили-бродили толпы экскурсантов. Умные горожане сидели в прохладных домиках, да еще и закрывали свои окна ставнями, а нам цигель-цигель-айлюлю приходилось искать убежище в местах не столь отдалённых от нашего основного маршрута. В помощь нам были фонтаны и питьевые фонтанчики, магазины с кондиционерами, мороженое, да открытые для посещения храмы и прочие дворцы города. Вот в одно такое богоугодное место мы и попали.


Куда бы ты не приехал, в любой местности есть своя история великой любви. "Любовь выскочила перед нами, как из под земли, как выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!" - это наша, это "Мастер и Маргарита" у Булгакова. А у итальянцев, а впрочем, и у всего прогрессивного человечества, есть другая история. Вот у этих стен, у этих совершенно обыкновенных серых стен, случилось чудо, случилась Великая Любовь. Здесь впервые Данте увидел свою Бетриче.
Это церковь Санта Маргарита де Черчи, ещё ее называют "церковью Беатриче". Я думаю, что кто такая Беатриче известно не только флорентийцу, но и любому человеку. Ведь Беатриче Портинари, не просто Возлюбленная, а Муза великого поэта.


Это сейчас для нас Данте Алигьери величайший поэт эпохи раннего Возрождения - прям как шаблон какой то, а тогда (страшно представить сколько лет тому назад) - посмотрела сейчас в интернете - почти 750 лет назад, в семье достаточно зажиточного гражданина флорентийской республики родился мальчик. И никто не может сказать как бы сложилась его жизнь, если бы он в возрасте 9 лет, выходя из храма, случайно не увидел девочку неземной красоты.


И от этой красоты у него перехватило дыхание. О том что б втюриться и речи не было, она была настолько прекрасна, что единственное чем она могла стать - стать синонимом Трепетной Любви (что "движет солнца и светила"). Той любви, что вошла в детскую душу, и захватила ее всю. Правда, что творилось в душе Беатриче, мы так и не узнаем, но историки сходятся во мнении, что любовь Данте была неразделенной.


Конечно через какое то время Данте узнал, что барышню зовут Биче (всё таки жили они "рядом", общались в одном обществе, да и были прихожане одного храма). Что она дочь влиятельного банкира. И это всё. И этого ему было достаточно. Всё остальное он придумал или додумал сам. Юный Данте с тех пор писал стихи только о ней, воспевая красоту и очарование Биатриче - такое нежное имя придумал он для своей возлюбленной.


Два слова по фото: Это место традиционно считают могилой Беатриче. Собственно это и написано на табличке. А в корзинах и коробках лежат записки от влюблённых и разлучённых, с обращениями к Беатриче, что бы она им помогла. Хотя Беатриче это символ платонической любви, но кто знает как оно там было на самом деле, может и замолвит словечко перед Господом за влюблённых.


"Шли годы и из маленькой очаровательной Биче выросла красивая, избалованная, насмешливая и дерзкая наследница знатного флорентийского рода Портинари. Поэт не искал с ней встреч… Однако спустя девять лет он узнал свою Биатриче в юной красавице, с которой столкнулся на узкой флорентийской улочке. Как показалось Данте, она слегка улыбнулась, наклонив голову. Его сердце воспылало с новой силой, и под впечатлением встречи с любимой Данте написал свой первый сонет." (с)


А общем, больше они не встретились, а если и встретились, то Данте об этом нигде не упоминает, а все исторические выкладки исследователи делают на основании стихотворных творений поэта. Мало того, Биче очень скоро вышла замуж за богатого банкира, так еще и скоропостижно скончалась в родах не дожив и до 25 лет. Теоретически ее должны были похоронить в семейном склепе мужа, а он был прихожанином другой церкви. Так что всё относительно в нашей истории.


Но тем не менее за этим маленьким храмом закрепилось имя Беатриче. А что же Данте? Убитый горем поэт поклялся воспевать память о своей возлюбленной до последнего дня своей жизни. И самое интересное, что слово он своё сдержал! Хотя при этом он таки женился на красавице-итальянке. Брак был что называется по расчёту, но это не помешало им родить трёх детей. Кстати, законная супруга Данте тоже похоронена в Санта Маргарита де Черчи, правда, местонахождение ее могилы историками не установлено.


Поэт решил посвятить свою жизнь политике. И вляпался туда по полной программе. Подробности опустим, но фигура и его взгляды были настолько противоречивы, что даже супругу он выбрал из стана противников - женившись вопреки взглядам своих соратников. Хотя справедливости ради надо сказать, что Данте был неплохим политиком, настолько неплохим, что когда к власти пришли его противники, то ему пришлось покинуть город. Больше во Флоренцию он не вернулся. Жил он в разных городах Италии, но упокоился в Равенне.


Что еще хочется сказать про Данте? Кроме того, что он был политиком, он был ещё и великим, величайшим поэтом. Он изучает философию, посещает философские школы, изучает языки. Кстати, именно он дал развитию флорентийскому народному диалекту - и именно этот язык теперь мы знаем как итальянский. До этого пользовались латынью, ну и кроме того каждый регион имел своё наречие.
Несмотря на весь свой поэтический склад, Данте был человек дела, решительный, энергичный. Об этом свидетельствует, между прочим, его собственный рассказ в "Божественной комедии". Собственно говоря многие моменты его жизни отражены в строках этого произведения.


И не только его жизни. "Божественную комедию" смело можно рассматривать как энциклопедию жизни и энциклопедию верований того же времени. Кстати, Божественной она стала годы спустя (так ее назвал Боккаччо, и с его лёгкой руки все остальные стали звать), ис­ключительно как выражение ее поэтического совершенства. А у Данте на просто была "Комедией", но не в смысле поржать. Тогда трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией - всякое произведение с печальным началом и счастливым концом.


"Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища - местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая - обители блаженных.
Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира, с графической определённостью, фиксируя все детали его архитектоники.
Во вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта." (с) Википедия


Что больше всего меня удивляет, так это то, с какими поразительными деталями прописаны все эти части. Такое ощущение, что он сам там лично побывал и теперь все нам рассказывает. А может и побывал в своих видениях, в своих переживаниях и терзаниях - всё же натура темпераментная, мнительная, артистическая.
Идея великого произведения не появляются внезапно: вот сейчас сяду и начну писать строчку за строчкой и так два тома подряд. Мысль долго вынашивается, развивается, пускает корни, что то рифмуется, что то преобразуется, пока, наконец, первые строчки мучительно не будут выплеснуты на бумагу. Сколько же всего Данте пропустил через себя что бы написать это произведение???


В общем, нужно читать "Божественную комедию" не один раз что бы продраться сквозь строй метафор и символов которыми она напичкана. С одной стороны это просто описание того, что человек может увидеть по ту сторону жизненной черты, а с другой стороны там куча философских умозаключений, споров с церковью, моралью и прочей нравственностью. Это взгляд на человек того времени (а это начало 14 века), на его предназначение в этом и том мире, на его грешную жизнь и возможность искупления этих грехов. Там и политика, и аллегорическое состояние всего мира, и Италии в частности.


Есть такое понятие как "гений места". Мы него вкладываем буквальный смысл: гений вот этого самого места. Флоренция известна тем, что здесь жили и творили целая плеяда гениев: Боккаччо, Боттичелли, Рафаэль, Америго Веспуччи, уЛеонардо да Винчи, Макиавелли, Микеланджело, Челлини, Галилей и многие другие. Но мне кажется есть еще обратное понятие "место гениев". Когда люди, приехавшие в это место, выдают на гора шедевры мирового значения. Во Флоренции жил и писал свой роман "Идиот" Достоевский, здесь же создавал "Пиковую даму" Чайковский, здесь работал Тарковский и Иосиф Бродский, и это только наши россияне.


Маленький пятачок старого города таит в себе множество тайн. И быть может проходя мимо очередного особнячка мы ничего сейчас не увидим, а он таит в себе интригующие истории и неожиданные развязки былых романов. Кто знает, быть может в очередном архиве уже раскопали блестящую историю эпохи Возрождения, над которой мы будем ахать и охать, или скрежетать зубами.
А мы потихоньку продвигаемся в Арно.


интересины, история, стихи, фото, Италия, путешествия, мои фото

Previous post Next post
Up