Начало по тегу ИЗРАИЛЬ День третий - Назарет - храм Святого Семейства... День третий - Назарет - внутри грота Святого Семейства... День третий - Назарет - внутри "малой базилики"... День третий - по Изреельской долине... День третий - вверх по горе Тавор... День третий - греческий монастырь на Фаворе... "Конец света настанет тогда, когда передачу «Дом-2»
начнут показывать на канале «Культура» ".
(с) диакон Андрей Кураев
А теперь поговорим про собственно Преображение Господне. Давайте разберемся что там происходило и происходит до сих пор. Открываем Евангелие - самое развернутое описание событий в Евангелии от Марка (я разделю его на блоки)
"И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.
Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. " Мк.9:1-8,
а теперь как толмач переведу с русского на русский: На самом деле все вышеописанные события происходили на горе Фавор не в августе месяце, а в феврале - за 40 дней до Пасхи. Просто православная церковь перенесла празднование на 19 августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.
Христос проповедовал в Галилее, и перед тем как идти в Иерусалим, взял с собой своих учеников (Петра, Иакова и Иоанна) поднялся на гору Фавор, что бы там в уединении помолиться. Кстати, везде в Евангелии отмечено, что Христос всегда молился один (удалялся даже от апостолов): когда насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, в молении о чаше в Гефсиманском саду и т.д. "и бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся" " И два человека беседовали с Ним, - это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме." (с)А.Дмитриевский
Апостолы от большой устлости забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние исходящее от Господа. Оно было белее белого света. Если учесть, что это была тёмная южная ночь, то сияне было неимоверным. Блистательным. То, что мы сейчас называем Фаворским светом. Обычно это можно сейчас увидеть на иконах праздника Преображения Господня. «Свет присносущный» - визуальное выражение Божественной силы или иначе Божественной энергии, Его действия в тварном мире." (с)
Апостолы в ужасе пали ниц, прикрывая их руками от нестерпимого света, потому что выдержать такую яркость просто невоможно.
По учению отцов церкви, Иисус Христос преобразился на Фаворе, не изменившись во что то принципиально новое, а показал ученикам то, что у Него уже было, "отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими".
Там же на Фаворе Христос беседовал с явившимися Ему пророкам: Моисеем и Ильёй. Их явление достаточно символично: Иоанн Златоуст пишет, что "один умерший и другой, ещё не испытавший смерти, предстали для того, чтобы показать, что "Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй".
В предстоянии Христу именно Моисея и Илии было ещё и нечто очень личное. И Моисеей и Илия в своё время горели желанием увидеть Господа лицом к лицу: "...если я обрёл благоволение в очах Твоих, то молю: яви мне Самого Тебя разумно, да вижу Тебя; покажи мне славу Твою. Книга Исход - это про пророка Моисея; и "он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе........ Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. (3-я книга Царств, гл. 19). - про пророка Илию.
Такое желание Моисея и Илии видеть Бога исходили из самых глубин духовной жизни, потому что из праздного любопытства такие слова к Богу не говорят, тем более люди, которые всю свою жизнь живут по воле Божией. И вот прошли годы, прошли тысячи лет, и их стремление видеть Бога в полноте исполнилось. На горе Фаворской Моисей и Илия созерцали Бога лицом к лицу.
Великие пророки явились ещё и потому, что "...одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому "и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа". Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи." (с)архиепископ Аверкий - в общем, что бы показать, что Христос это не пророк, а совсем другое!
А говорили они (т.е пророки и Христос) об исходе, который предстояло Господу нашему совершить в Иерусалиме.
И когда пророки уже собирали покинуть Христа, Петр сказал Иисусу: "Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе." (т.е сделать три шалаша для жилья - примерно такие, как стоят в этом монастырском саду.) :)
"Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели." (Лк 9:28-36)
Но не говорили они об этом несколько по иной причине. В Евангелии от Марка 9:9-10 говорится: " Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: "Что значит встать из гроба?"
Собственно снизошло на апостолов облако, которое в Библии называется "шехина" - оно постоянно было во святом святых - 3-я книга Царств 8:10-11), окутало их и был им Голос из этого облака. Любой бы пал ниц в ужасе от происходящего, да и расскзывать об этом другим достачно чревато - ещё посчитают за сумасшедшего.
Голос звучит из облака, традиционно считавшегося у иудеев символом присутствия Божия - это отлично видно из псалмов царя Давида: "Так всегда является Бог: Облако и мрак окрест Его (Пс. 96, 2) или "Делаешь облака Твоею колесницею" (Пс. 103, 3). "Поэтому, для уверения учеников, что голос этот - голос Самого Бога, является облако, и притом светлое... (когда Бог угрожает, то является мрачное облако, например, на Синае Моисей вступил в средину облака и восходил... дым, как дым из печи".
Здесь же является светлое облако, потому что Он имел намерение не устрашить, а научить. Поэтому там курение и дым, как из печи, здесь же неизреченный свет и глас." (с)о. Константин Пархоменко
Сам Господь с Небес подтверждает достоинство Христа как Своего Сына и Его миссию.
Это подтверждение "статуса" Иисуса - кульминация события Преображения: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте."
Собственно само Преображение было не столько ради Господа Иисуса Христа, сколько ради Его учеников. И даже если они не до конца поняли Его тогда, всё равно это был решающий момент в раскрытии для них тайны Бога и тайны человека.
после Преображения на горе Фавор Иисус начал открывать Своим ученикам, что Ему нужно идти в Иерусалим и там пострадать от первосвященников и книжников, и там воплотить всё то, что уже предрешено.
Евангелист Лука сообщает интересную подробность - тему беседы Моисея и Илии со Христом. "Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме." Причем весь акцент здесьна слове ИСХОД. А собственно для иудеев Исход - это ключевое событие израильской истории, уход народа Божьего из египетского плена. "То, что грядущий путь Христа в Иерусалим, на страдания и смерть, назван исходом, может означать только одно - это искупительный путь, путь освобождения от рабства, но уже не египетскому фараону, а диаволу и греху." (с) о.Константин Пархоменко
Праздник Преображения отмечается в православии же то века с IV. "...В установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев." (с)В.Болотов, профессор С.-Петербургской Духовной академии
Соственно так и произошло с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.
Эта "миссионерская" логика была применялась и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» - веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (с)Ю.Рубан
ну и плавно мы перенеслись в наши Пенаты, в наши широты.. Если на юге к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов, то у нас установился обычай освящать вместо винограда первые яблоки. Собственно поэтому в Росии праздник Преображения известен как Яблочный Спас.
ну вот и всё... мы прошлись по монастырю, заглянули во все уголочки... поговорили о важном - пора и в путь дорогу...
впереди нас ждёт очень интересное место! покажу в следующем посту... ждите! :)