Черный квадрат

Jun 05, 2010 21:22


"...А если меня что-нибудь спросят? Я ляпну.
- И ляпай. Но ляпай уверенно. Это называется точкой зрения. "
(с) Москва слезам не верит

Последние загадалки были предверием рассказа о Черном квадрате... А теперь от истоков вернемся к самому Квадрату...

В смутные времена начала 20 века, а именно в декабре 1915 года, в Питере в Художественном бюро на набережной Мойки, открылась выставка "Последняя кубо-футуристическая выставка картин 0,10".
Странное название «0,10» было связано с идеей Малевича о сведении всех предметных форм к нулю и переходе «за ноль». А слово «последняя» в названии должно было означать завершение кубофутуристического периода в русской живописи и переход к новому этапу - беспредметности.

В общем мало того, что она носила непонятное обывателю название, так и картины там были достаточно странные... Участниками выставки декларировалась «свобода предмета от смысла, уничтожение утилитарности. Картина есть новая концепция абстрагированных реальных элементов, лишенных смысла...». В общем всё как то просто, но сложно...

Были выставлены 39 абсолютно беспредметных работ. Целая серия картин под общим названием " Супрематизм живописи". И одной из них был "Черный квадрат". Причем расположен он был в углу, под потолком -и так, как принято вешать икону.


79.5 см на 79.5 см... обычный холст... черная краска, белая краска... и вроде бы всё... но вот уже почти 100 лет как ведуться дебаты от "мазня" до "это гениально" ...

попробуем если не разобраться, то хотя бы понять как это было...

не за долго до этой выставки, за год-полтора Малевич (Казимир свет Северинович) участвовал вместе со своими друзьями-единомышленниками в первом всероссийском съезде футуристов... На даче, в местечке Уусикиркко или как оно еще называлось Кирккоярви, в минуты отдыха от манифестов и "заседаний", они решили написать оперу «Победа над Солнцем». Малевичу отвели должность "господина формителя" сцены... Одна из декораций, черно-белая, служила задником для одного из действий... и так Малевича впечатлили отсутствие изысков и монохромность, что в тот момент он и сформулировал инженерную мысль концепт: простейшие вещи это и есть цимес нового искусства...
к выставке он выпустил брошюру "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". как объснял сам Малевича, слово "супрематизм" означает первенство, то есть главенство цветовой проблемы...

Так вот "Черный квадрат" квадрат и есть.. ни верха, ни низа... одинаковые расстояния от края квадрата до линий рамы... Только неровные края дают понять, что квадрат рисовался, а не чертился по линейке...



Вообще черное и белое это те две крайности, между которыми умещается гигантское многообразие цветовых оттенков. Малевич же не признает полутонов. Либо - либо.

"У К. Малевича черному цвету на картине отдано намного больше места, чем белому. Собственно, черный проем квадрата - это и есть "главный герой" картины. Белое оттеснено на периферию, играет роль рамы-обрамления, и тьма явно вытесняет свет, стремясь заполнить собой все пространство. Если икона распахивает перед нами окно в мир, то "Черный квадрат" - это зияющий проем тьмы." (с) Надежда Иoнина

Стоя перед "Черным квадратом", такое ощущение, что стоишь перед бездной, в которую тебя неумолимо засасывает. Иногда становиться беспричинно страшно. Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Чёрного квадрата», что «квадрат - чувство, белое пространство - пустота за этим чувством».
Искусствоведы же сравнивают "Черный квадрат" с иконой, вернее с анти-иконой. В общем то и позиционировался он на выставке в таком смысле.
Сама композиция картины основана на иконном принципе:
-доска с четырехугольным ковчегом, т.е глублением, внутри которого пишется иконописное изображение.
-по канону классическая русско-византийская икона пишется на золотом фоне, символизирующем Божественный, нетварный свет.
-поля в иконе часто оставляют свободными, однотонными, а середину заполняют изображением, в котором присутствуют все цвета.
-на иконе белым цветом пишут пробелы: на ликах святых, одеждах праведников, в пейзаже...

"В "Черном квадрате" К. Малевича, мы видим все наоборот: светлое (белое) поле и черный средник-ковчег". Белым и черным цветом почти во всех культурных и художественных системах обозначаются противоположности: свет и тьма, космос и хаос, жизнь и смерть. В иконе черный цвет употребляется крайне редко, ибо икона - это образ Царства Божьего, а Бог "есть свет, и нет в Нем никакой тьмы". Черным цветом изображается ад - образ гибели и смерти, причем это всегда ад поверженный. -искусствовед Ирина Языкова
Тьма вытесняет свет, стремясь заполнить собой все пространство. Пожрать его.

До этой выставки и этой картины Малевич творил в стиле кубизма, которое он называл "искусством распыления". То есть до этого была совершего художественная революция, которая разрушила в картине предметный мир и высвободила энергию.
А в "Черном квадрате" разворачивает свое действие уже ничем не обусловленная энергия, и действует она по принципу воронки, затягивая взгляд зрителя внутрь черной бездны.
Сам Малевич говорил, что на "Черном квадрате" искусство и заканчивается, что его картина и есть вершина и конец всякого искусства.



И тем не менее он еще написал несколько копий «Чёрного квадрата»... они различаются рисунком, фактурой и цветом. Мало того, были написаны картины «Красный квадрат» (аж в двух экземплярах) и один «Белый квадрат» (супрематическая композиция - «Белое на белом»).
Уже много позже ( в 20-е) к одной из копий "Черного квадрата" добавились: "Черный крест" и "Черный круг".

Некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича. И хотя родители и сам Малевич поляки, но так или иначе «Чёрный квадрат» ассоциируют с тфилином...

В общем "Черный квадрат" сделался своеобразным знаком - символом. И Малевич, и его ученики носили его на рукавах, ставили рядом с обращением к адресату на письмах. Даже похоронить себя Малевич завещал в "супрематическом" гробу, который изготовили по его собственному проекту. На крышке должны были размещаться квадрат, круг и крест (крест, правда, согласуясь с советской символикой, делать не стали, хоть он у Малевича назывался "пересечением двух плоскостей").

На могиле художника в виде надгробия стоял белый куб с черным квадратом на нем, тем самым черным квадратом, который явился выходом в новое пространство.

ЗЫ: в России сейчас 4 Черных квадрата: два в Третьяковке, один в Русском музее и один в Эрмитаже.

православие, история, фото, икона, живопись

Previous post Next post
Up