на просторах Русского Севера

Jun 22, 2009 17:18

вот все говорят Северная Фиваида, Северная Фиваида... а что это знаете? а где это?
вот и я раньше не знала...
сейчас вам расскажу...
вообще впервые это название было использовано Андреем Николаевичем Муравьевым в 1855 году в своих заметках о паломничестве по Вологодским и Белозерским святым местам в книге под названием «Русская Фиваида на Севере» ...
а писал он свои заметки в селе Останкино, что очень символично для меня (кто знает, тот поймёт)...



"...здесь предпринимаю описание родной нашей Фиваиды, которую только что посетил в пределах Вологодских и Белозерских. Едва ли кому она известна из людей светских, а многие однако же слышали о Фиваиде Египетской и читали в патериках Греческих о подвигах великих Отцев, просиявших в суровых пустынях Скитской и Палестинской.
Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера?
На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии. Преподобный Сергий стоит во главе всех, на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом её краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие. ..."


вернемся к истокам... к Фиваиде Египетской...
Фиваидой (Thebais) в эпоху Птолемеев (а это от завоевания Египта Александром Македонским и до Рождества Христова) да и потом назывался Верхний Египет...



отцом монашества церковь считает преподобного Антония Великого (251-356), но еще задолго до него первые христиане уходили жить в пустыни, образовывали скиты или маленькие общины, где усердно молились и совершали свои подвиги... местность располагала к уединению... и селилось их здесь очень много, целая монашествующая страна получилась...



вот такая же монашествующая страна возникла на Русском Севере, когда ученики преподобного Сергия Радонежского положили начало пустынному жительству... расходились они из Лавры в сторону языческих племён, по водным путям и по дремучим лесам... и сейчас то там местами непролазные болота и леса, а уж в 14 веке было совсем проблематично... и тем неменее к северу от Переславля-Залесского и до Белого озера, да и дальше в сторону Великого Устюга возникали монастыри и скиты...



вот и два московских монаха Кирилл и Ферапонт пришли в Белоозерский край... пришли из Симонового монастыря с благословения игумена... Ферапонта часто посылали в различные "командировки" по монастырским делам, был он "Аще бе святый и не хытр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа..."



Выполняя послушание, преподобный Ферапонт часто отправился на север. Суровая северная земля привлекла внимание подвижника, и он хотел остаться там для подвигов. По возвращении в монастырь он конечно же рассказывает братии о своих путешествиях, о новых землях... слушает его и пр.Кирилл, который имел особое усердие к Божией Матери и которому явилась Пречистая, повелев ему идти на Север...



в общем долго ли коротко ли, но отправились два монаха в "Белозерскую страну"... шли, шли и пришли они на гору (большой такой холм) под названием Маура...



среди макушек леса на горизонте показалось озеро и здесь то Кирилл узнал то место, которое было показано ему в чудесном видении... и порешили они остаться... установили крест на берегу Cиверского озера и тем основали Кириллову обитель...



спустя какое то время Ферапонт решил пойти еще дальше «на иное место безмолвствовать особо»... и вот в 15 верстах от Сиверского озера (а заметим что и 10 км труднопроходимого леса в глухом краю это всё же много) "обрете место близ езера Паское зовомо, другое же езеро повыше того Бородавское... весьма красно место то и угодно на жительство паче иных мест». Было это в 1398 году... и будет об этом отдельный рассказ в другом посте.. :)
так вот Кирилл...



Кириллом он звался только в монашестве, а до этого был он Космой... родился в Москве в семье служилого великокняжеского человека, да не простого, а находившегося в родстве с весьма знатными боярскими семействами... но получилось так, что в детстве лишился своих родителей и воспитывался в доме родни у боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, одного из знатнейших бояр Дмитрия Донского, как теперь бы сказали олигарха или депутата что почти одно и тоже... Косма вырос, выучился, был порядочным, набожным молодым человеком, таким, что боярин сделал его казначеем своего имения...



он тяготился светской жизнью, охотами, приёмами, любил тихую жизнь, уединение... не раз просил отпустить его в монастырь, но боярин был непреклонен...



в обшем, в течение пятнадцати лет Косма вынужден был оставаться мирским человекам, будучи монахом только в своих мыслях и стараясь быть им в своем поведении... и только тогда, когда подключилась "тяжелая артиллерия" в виде преподобного Стефана Махрищского, Косму отпустили стать монахом... было ему к этому времени около 43-х лет...



постригли его в Симонов монастырь... и начинаются иноческие труды Кирилла, чего он так страстно желал: пост, молитва, труды на хлебне и на поварне, руководство духовником... он был старателен и трудолюбив, любил уединение и молитву... и со временем его сделали иеромонахом...



много раз он встречался с Сергием Радонежским(игумен Симонова монастыря Феодор родной племянник Сергия Радонежского)), вели они беседы и молились вместе... он был высокодуховным человеком... братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители...


он старательно управлял монастырскими делами, ко всем относился с одинаковой любовью, всем показывал собою пример смирения, но вскоре увидел что в сане архимандрита невозможно соблюдать безмолвия: из весьма близкой к монастырю Москвы топами устремились люди к прославленному подвигами архимандриту... тогда Кирилл решил отказаться от настоятельства и удалиться в келью ( в затвор?)



но пробыв несколько времени в келье, он не избавился от многочисленных посетителей, искавших у него душевной пользы... тогда он принимает решение уединиться «далече от мира»...
а здесь еще из северной стороны возвращается Ферапонт с рассказами о глухих местах, о уединенности... вот и решили они идти в следующий раз вместе...
а было ему в это время 60 лет...



вот таким убеленным сединами старцем пришел он на гору Мауру... далеко не молодым человеком копал себе первую землянку и зимовал первую зиму...
суровую аскетичную жизнь вел преподобный Кирилл, ни хлеба, ни теплой одежды, ни поддержки братии... так продолжалось несколько лет...



но как не утаить светильник среди темной комнаты, так не утаить от людей такого подвижника... стали собираться вокруг него люди, пришли монахи из Москвы...



об одном скорбел Кирилл - не было храма и не было возможности его построить...
и тогда с усердной молитвой обратился он к Божией Матери, и Она устроила так, что плотники пришли сами: в 1397 году они построили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы...
так и зародился Кириллово-Белозерский монастырь...



Кирилл дал братии свой устав: жить всем вместе, на службе в храме не переговариваться, да и вообще вести как можно меньше разговоров, а больше молиться... что б все было по старшинству и уважительно к друг другу... что бы монахи не имели личного имущества, соблюдали заповедь нестяжательства, чтоб все было общим...
такой устав потом введут в Соловецком монастыре...



еще 30 лет Кирилл прожил в своей северной обители... свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы и блаженно почил на 90-м году своей жизни...



последним завещанием преподобного Кирилла к братии было, чтобы они имели любовь между собою, чтобы не было между ними никаких раздоров и чтобы ничего не было у них материального в собственности...



завет нестяжательности был нарушен в монастыре преподобного Кирилла тотчас же по смерти его основателя...



Кирилло-Белозерский монастырь вскоре сделался богатейшим вотчинником северной Руси, соперничая в этом отношении с Троице-Сергиевой Лаврой, но братское общежитие и строгая уставная жизнь сохранились в монастыре до середины XVI века.



а к чему это я всё написала?
прааааавильно! сегодня память преподобного Кирилла, игумена Белоезерского, а я бы еще добавила: игумена Русского Севера...

Кстати, икона эта была написана при жизни (!!!) Кирилла Белозерского... Надпись на киоте гласила: "Образ чудотворца Кирилла списан преподобным Дионисием Глушицким, еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в лето 6932. Сделан сий кивот в дом пречистыя и чудотворца Кирилла в лето 7122 по благословению игумена Матфея в славу Богу, аминь."


как говориться продолжение следует...
в следущем посте будет монастырь внутри этих крепких стен...

интересины, фото, икона, путешествия

Previous post Next post
Up