Кажись, сломала мой древний Мак. Он еле дышит. О, горе. И сама я никак в норму не приду. На всякий случай докупила препаратов. С ним хоть сон нормальный.
Итак, про литературу конца года. Времена, конечно, сложные, но надо же чем-то кроме страданий заниматься.
Вначале хулит.
Алексей Поляринов «Риф». Подкасты у Поляринова хорошие. Книга неплохая, хороший язык, легко и быстро читается, но - опять проклятое но. Три героини - Кира из маленького северного города конца 80хх, умница Таня - переводчица из Москвы и американка Ли. И вроде они такие разные и объединять их должна только общая проблема взаимоотношения мама-дочь, но внезапно у автора они выходят какими-то одинаковыми. Разве что декорации меняются. Можно было бы предположить авторский замысел - мол, вот причина их проблем в жизни, вот почему они становятся жертвой харизматичного тирана (нынче модно говорить абьюзера), но как-то эта мысль кажется спорной. Просто за идеей сложный взаимоотношений с семьей в том числе из-за сложного прошлого (прошлое тут и личное, и общественное, и понятное дело, что здесь весь набор травматического опыта страны) теряется индивидуальность героинь. Они превращаются в функции, покорные авторской идее. В итоге интересное начало, связанное с прошлым города Сулима, превращается в странноватую историю преодоления себя из-за столкновения с лидером секты. Последние главы какие-то совсем тусклые вышли. Такое ощущение, что автор устал писать и просто быстро свернул действие. Ну такое себе. Ожидала большего.
Дмитрий Захаров «Средняя Эдда». Хотела написать, что я необразованная и не помню ничего из скандинавских мифов, чтобы оценить роман, но ладно, не в идеях дело. Злободневная тема «Разборки во власти и безмолвие народа» я уже читала у Терехова в романе «Немцы». Захаровский роман примерно в том же ключе. Но если у Терехова все академично-реалистично, то Захаров скорее отдает чем-то близким к «Дженерейшн П» Пелевина. Эдакая реальность с мифами и легендами и прочее метафизикой. По сюжету некий отечественный Бэнкси создает граффити, а потом кто-то из властных структур умирает. Начало было интригующим, но потом из-за специфического стиля я начисто потерялась, кто что делает и как это все работает в романе. И в целом я не очень люблю восточную экзотику, которая почему-то очень нравится авторам романов с претензией на не просто злободневность, а на философские размышления и на тему «как страшно жить». Сошлюсь на собственное плохое настроение из-за здоровья.
Борис Виан «Осень в Пекине». Виан в представлениях не нуждается, с ним как раз все понятно. На самом деле у Виана я читала примерно три романа, это собственно четвертый. И вначале он меня страшно раздражал. А потом внезапно перестал раздражать. Сложно сказать, о чем роман. О любви, наверное, о жизни. Абсурдная история постройке железной дороги в пустыни, которая заканчивается печально. Может история и не абсурдная, а очень даже жизненная. В целом в стиле «Пены дней».
«Кинофантастика. Наука выносит вердикт» Леука и Стейера. Французский сборник статей на тему «События в фантатстический фильмах с научной точки зрения». Разбор Интерстеллера, Человека-муравья, Гравитации, Марсианина, Годзиллы и т.д. Не целиком, конечно. Например, Интерстеллер больше интересен черной дырой, Годзилла - Годзиллой, Гравитация - маневрированием в условиях невесомости. разбор довольно беглый, скорее для какого-нибудь блога, чем для книги. Скорее всего так оно и есть, не стала проверять. Занимательно, но хотелось бы большего.
Николай Жаринов «Исповедь литературведа». Опять же ощущение блога или жж-шного дневника, на худой конец подкаста. Хотя сама по себе тема прекрасная: литература в разные периоды времени, как текст отражается в жизни, как меняется восприятие определенного романа в разное время. Достоевский учит рисковать, Гюго говорит о милосердии, Кинг показывает мир подростка и его желание вырваться за пределы сонного городка. И так далее. Хорошо издано, прекрасные рисунки. В настроение не попала, да и я не люблю такой исповедальный стиль. Не знаю, почему. Но для прочтения скорее рекомендую. Особенно тем, кого от классики мутит после школы.