Заголовок потерялся

Feb 23, 2022 16:58


Книжно-отчетное

Итак, я существую и поэтому сделаю заметку о прочитанном.

Карл Циммер «Она смеется, как мать». Толстенный научпоп про гены и наследственность. Крайне занимательно, но у Циммера всегда занимательно и легко для чтения и понимания.

А.А. Иконников-Галицкий. «Литерный А. Спектакль в императорском поезде». Очередная книга автора про Революцию. Как обычно, у Иконникова-Галицкого мазки широкие, экспрессия присутствует. Участники отречения Николая, Корниловского мятежа и дележа власти в портретах и сюжетах. Никого не жалко, никого, как пел Сережа Шнуров.

Джулиан Барнс в двух книгах. Во-первых, «Портрет мужчины в красном» - «вообрази себе эпоху» через картину. Эпоха присутствует, вечные сложные отношения Франции-Британии тоже. Номинально - книга про хирурга Самуэль Поцци, который не только врач, но еще и популяризатор, переводчик и друг многих богатых и знаменитых.  Так уж выходит, что вскоре фигура Поцци отходит на второй план, а на первом эпохи, судьбы, идеи, личности. Барнс и ранее использовал портрет одного человека и описывал через него мир - «Попугай Флобера» и «Шум времени», но конкретно в этой книге и Поцци ушел куда-то в глубины, и история вышла какая-то совсем мозаичная.
Во-вторых, «Уровни жизни». Скорее эссе на тему «как жить после потери». Две первых части - обычный Барнс, но все решает третья часть, интимная, живая, трагичная. Уже не рассуждения через чужую историю, а прямой рассказ про то, как тяжело пережить смерть близкого человека.



Тана Френч «Ведьмин вяз». Долго мусолила начало - невероятно раздражал главный герой. Но когда действие развернулось во всю мощь - тут я поняла, за что хвалят Френч. В ней я, пожалуй, нашла то, что мне не хватило в разрекламированной Тартт. Френч гораздо жестче, умнее и сильнее в психологических ловушках. Френч как будто препарирует своего героя, немного самодовольного счастливчика Тоби. У него все прекрасно - он молод, успешен, у него прекрасная девушка. Все это разлетается на куски: сначала травма головы после нападения грабителей, потом болезнь любимого дяди, а после внезапная находка в дупле старого дерева, которое растет рядом с уютным домом дяди. Кажется, это детектив, но детектив не простой, гораздо больше в нем исследования на тему ответственности за свои поступки. Когда маленький камушек рождает большие круги и не дано предугадать, как слово наше отзовется. Крайне любопытный автор, надо признать.

Лора Белоиван «Южнорусское Овчарово». Отечественный магический реализм и немного сюрреализм. До этого нечто подобное читала у Марии Галиной (тот же «Ригель», например), но у Галиной ситуацию как бы наблюдаешь изнутри, а у Белоиван рассказчик приезжий. Приехали в некую дальневосточную деревню, да и остались там в компании с местными: дед из сгущенной тьмы вырабатывает электричество, местный дурачок стирает двери из пространства, кто-то умирает и потом шастает по деревне, кто-то начинает все с нуля, а кто-то теряется в пространстве. Дикое и волшебное место. Вообще, конечно, гоголевщина в хорошем смысле, Но строго на любителя, поскольку для книги нужно настроение.

Дебютный роман Михаила Елизарова «Pasternak». Ранний Елизаров весьма ехиден, сочен и постмодернистичен. Хулиганье и шпана, одним словом. Сюжетно полный треш, который никак не собирается в единое целое. Собственно в единое целое все соберется в более позднем «Библиотекаре». А вообще, это конечно, веселая история про самую читающую страну. Аккуратнее с литературой, она может породить весьма странных демонов.

Френч, Иконников-Галицкий, Циммер, научпоп, книги, Елизаров, Белоиван, Барнс

Previous post Next post
Up