Лауреаты литературных премий

May 25, 2019 22:49


Тема апреля: произведения лауреатов литературных премий.
Я слегка усложнила задачу и взяла только те книги, которые получили премию. За двумя исключениями. Итак.
А. Гаррос, А. Евдокимов «Головоломка». Нацбест 2003. Молодой прибалтийский пиар-менеджер пишет себе манифесты угнетенного офисного планктона и прячет их в память рабочего компьютера, играет в модную игру «Головоломка», а потом начинает убивать. И вскоре входит во вкус. Наш ответ «Американскому психопату» и «Бойцовскому клубу». Довольно живенько, бодро, натуралистично и кто не мечтал разделаться со своими обидчиками? Вполне возможно, что в начале века производило впечатление, но для Нацбеста скудно. На троечку.
А.В. Дмитриев «Крестьянин и тинейджер». Русский Букер 2012, Ясная поляна 2012. Забавно, что читала книгу недалеко от этой самой усадьбы графа Толстого. Однажды крестьянин Панюков, белая ворона местной умирающей деревни, непьющий и трогательно хранящий верность другу и возлюбленной, получает письмо, в котором его просят спрятать от армии московского студента Геру, который тоже немного белая ворона. Так встречаются два непохожих внешне, но схожих внутренне мира. Ожидала увидеть стандартный конфликт на уровне город против деревни, славянофилы против западников и молодежь против старшего поколения, но вместо этого получила книгу о поиске себя в любом пространстве, о взрослении и о принятии действительности такой, какая она есть. Грустная, но светлая книга.
Говард Джейкобсон «Вопрос Финклера». Букеровская премия 2010. Великобритания. Вопрос Финклера - иначе говоря еврейский вопрос, ведь финклерами зовет евреев махровый романтик и неудачник Джулиан Треслав. Собственно не просто так, а по причине дружбы еще со школьной скамьи с евреем Сэмом Финклером. Конечно, далеко не все знакомые Джулиану евреи похожи на Сэма Финклера, а некоторые, которых он считал евреемя, и вовсе оказались другой нации. Но вопрос остался: что значит быть евреем в Европе в 21 веке. На самом деле книгу трудно назвать юмористической, это довольно грустная философская история о иллюзиях и их крахе. Джулиан хочет быть евреем, Финклер сам не уверен, хочет ли он быть евреем, Хебзиба об этом и не думает. Роман как бы распадается на две части. В одной дружба-соперничество двух разных мужчин, она иронична и напоминает фильмы Вуди Аллена. Во второй в полный рост встает тот самый вопрос Финклера, а заодно тема стыда, тема гордости, тема отчуждения и сплоченности. И куда же без Холокоста. Потому что для нового времени евреский вопрос так или иначе сваливется к обсуждению Холокоста и Израиля. И как-то эти две части романа с друг другом не дружат.
Ричард Флэнаган «Узкая дорога на дальний север». Букеровская премия 2014. История начинается как жизнеописание автралиского врача Дорриго Эванса, который во время войны попал в японский плен и был отправлен строить Тайско-Бирманскую железную дорогу в непроходимых джунглях. Эванс выжил, вернулся героем, ведь он сохранил в плену честь и достоинство и спас многих других заключенных. Те, кто пережил этот период: австралийские пленные, японские надзиратели, сохранят его в памяти переломным и ярким отрезком жизни. Кроме Эванса, для него гораздо важнее его история любви, его сомнения и внутренний надлом, спрятанный за внешней уверенностью.
Мне не хватило какой-то связности в этой книге, в ней много действующих лиц, но более-менее раскрыты только трое, причем третий даже не второстепенный персонаж. Остальные мелькают и исчезают. Отдльные сцены очень хороши, до мурашек, но общее впечатление какое-то смазанное.
Кормак Маккарти «Дорога» Пулиреровская премия 2007. Безымянный герой идет с сыном на юг. Что за катаклизм погубил Землю, оставив только пепел и холод, автор не говорит. Это мог быть банальный Survival horror, где герои прячутся от каннибалов, пополняя запасы еды и воды в опустевших городах. Но книга пронизана не только ужасом, но и огромной любовью отца к сыну и удивительной добротой ребенка, родившегося в мире жестокости. «Дорога» неожиданно перекликается с повестью Кинга «Мгла». Тот финал, который в книге, а не в фильме, более светлый, более оптимистичный. Смысл жить так, где нет смысле.  Очень сильная вещь, но для стойких духом, Маккарти жесток к читателям.
Элис Манро «Луны Юпитера». Нобелевская премия по литературе 2013. Так как Нобелевка всегда «по совокупности», то вот первое исключение. Но рассказы Манро давно хотелось прочесть. Сборник открывается рассказом об одной семье, заканчивается рассказом о той же семье.Остальные произведения объединяет ощая тема: женский взгляд на мир. Это может быть девочка-отличница, работающая на птицефабрике, а может быть женщина, переживающая расставание с любовником, а может история семьи, которая вот-вот развалится, потому что герои друг друга не слышат. Лиричные вещи, но приэтом довольно приземленные. На счет Чехова, заявленного в аннотации, не уверена, скорее американская классика, неторопливая, вдумчивая, полная внутренней страсти: Фолкнер, Капоте, Стейнбек.
Л.А. Юзефович «Дорога на Хийумаа». Тут совсем отступление от правил, премии Юзефович получал за совсем другие произведения, в частности за «Зимнюю дорогу», а сборник больше связан с «Самодержавцем пустыни», почему-то обойденный вниманием критиков. Несколько рассказов посвящены участникам армии знаменитого барона, несколько связаны с потомками барона или его офицеров. История так или иначе властвует над настоящим, иной раз прямо, иной раз незаметно проявляясь. Плюс несколько ранних рассказов из жизни советской интеллигенции. Крупная форма Юзефовичу удается лучше, но рассказчик он хороший.



Дмитриев, Маккарти, Джейкобсон, Манро, книги, Флэнаган, Гаррос-Евдокимов, Юзефович

Previous post Next post
Up