К столетию революции

Oct 29, 2017 19:30

Так-с. Скоро праздновать будем, все никто нормально не соберется. Вот Праудин хотя бы "Как закалялась сталь" поставил. И по тв еще сериалами выстрелили залпом. А остальное где? Рифму опустим.
Возьмем лучше литературу. Для начала про истоки. Лимбус-Пресс выпустило книгу Анджея Иконникова-Галицкого "Самоубийство империи". Точнее переиздали, написано явно ранее, в середине упоминается знаменитая яма на Лиговском проспекте. Аж ностальгия по тем временам взяла. Сейчас-то в Галерее не протолкнуться. Возвращаемся в книге. Одним нехорошим днем некий молодой человек Каракозов приехал в столицу Империи, чтобы убить не кого-то там, а самого императора, помазанника Божьего. И в этого дня началась эпоха террора. Но история эта не только про революционеров, а еще про то, как в высших эшелонах власти делили эту самую власть, убирая соперников в том числе и с помощью этих самых революционеров. В общем, поучительное чтиво о политике. Патентованные мерзавцы через одного. Есть, правда, некоторые сомнения, поскольку "не надо искать злой умысел там, где есть обычная человеческая некомпетентность". Но это уже авторская воля, не мне с ним спорить. Слог ядовитый, читается взахлеб. Из минусов - нет цельного повествования (Никак не вспомнить формулировку, фрагментарность?).
Теперь о последствиях. Юзефович "Зимняя дорога". Тут уже 1922-1923 и немного после. Далекая Якутия, куда генерал Пепеляев отправляется из Харбина, чтобы помочь местным повстанцам, которые были сильно недовольны советской властью. Впрочем, на месте, как водится, было все сложнее, чем рисовалось. Но откуда немного романтику Пепеляеву это было знать? На месте белым противостояли красные в лице Байкалова и Строда. Оба прибалты, что характерно. Вечная история: судьбы местного населения решают левые чужаки. Вот про эту кампанию и идет речь в книге. Собственно автору явно симпатичен Пепеляев, который и в самом деле довольно приятный персонаж на фоне остальных с обоих сторон. Бессребреник, либерал и гуманист, при этом хороший командир. Не воровал, не грабил, не пытал. Редкое явление в то кровавое время. Напомню, там же неподалеку были Семенов и Унгерн-Штернберг. По другую сторону - красные. Умный Байкалов, расчетливо делающий карьеру, и лихой анархист Строд, который собственно и стал героем этой кампании. Строд, конечно, типаж классический, адреналиновый наркоман, для которого такая война была родной стихией, нервный, смелый, порывистый, упрямый. не случайно он не нашел себя в послевоенной жизни, и дело тут, пожалуй, не только в разочаровании от курса власти. Ему банально было скучно. Потом, как водится, всех расстреляли. Но это уже потом. А в центре повествования поражающая воображение осада, которую выдержал этот самый Строд, стена из мертвецов, многодневный марш уже проигравших белых в сильный мороз по снегу без каких-либо шансов.

Иконников-Галицкий, Юзефович, история, книги

Previous post Next post
Up