Классические вопросы

Aug 19, 2017 23:59


Епт, новый редактор дико странный. Как им пользоваться?!

Сходила тута к врачу. В итоге поняла, что ЗОЖ вреден, а единственная полезная поза -это лежа на спине и лучше на берегу моря. Увы, не денег, ни моря. И спина все равно побаливает.



Кроме того была я в кино на фильме про тяжелую жизнь американских индейцев. Там было несколько духоподъемных вещей, но одно связалось с книгой Мукусева "Черная папка". Если боль очень сильна, то хочется  забыть и вычеркнуть из памяти все, что с ней связано. И тут мне пришло в голову, что история нашей страны - это такое коллективное "не хочу помнить". А с ним и все грабли, на которые дорогая Родина и ее граждане регулярно наступают. Мукусев был одним из создателей программы Взгляд и еще до программы он участвовал в съемках документального фильма про Афганистан - "Самолет из Кабула". Как он, ленинградский журналист, оказался в Афгане и что из этого вышло, автор рассказывает в начале книги. Но книга не про Афган. 1 сентября 1991 года в Югославии пропали два журналиста Гостелерадио СССР Ногин и Куринной. Виктор Ногин был соавтором фильма про Афган и другом Мукусева, так что автор принял активное участие в поисках. Собственно сначала журналистов искали, а потом, когда страна развалилась (две страны, если быть точным - и Югославия, и СССР), стало не до каких-то там пропавших людей. Потом журналисты стали погибать довольно часто и острота реакции снизилась, а после снизился и престиж профессии, так что тема уже как-то перестала волновать общественность. Остались только друзья, коллеги и родные, которым было важно искать.

Краткое изложение. Журналисты ехали по территории, где с одной стороны в засаде сидели сербы, а с другой хорваты. Через какое-то время машину с пулевыми отверстиями нашли, а тела нет. Установить, кто стрелял, оказалось невозможно. Рабочей версией было, что виноваты хорваты, на этом расследование заглохло. Но однажды в посольство России пришел человек, сообщивший, что журналистов убили сербы, точнее некая организованная группа, а не сторожившие дорогу ополченцы. Мукусев, получивший депутатский мандат (или что-то в этом роде - о, это время романтики Перестройки) в составе следственной группы прилетает в Югославию и начинает искать правду. Результаты его расследования он приводит в книге. Увы, далее в России начинается новый виток истории, а кроме того ссора с сербами России невыгодна. Так в итоге расследование опять глохнет. Остальная половина книги посвящена описанию того, как автор пытается возобновить расследование, как обращается в разные инстанции и так далее. От всего этого веет той самой романтикой Перестройки и становится печально. Идет автор и к правительству Хорватии, которым, казалось бы, выгодно снять с себя обвинение в убийстве прессы, и не находит там понимания. (Интересно, а что он хотел? Там тоже не дураки сидят, чтобы давать повод к новому конфликту в регионе, который только-только перешел от активной ненависти к худому миру?)

Теперь про болевые точки. Дело не в Сербии или Хорватии, не в пропавших журналистах. В книге опять мелькнула фраза про проклятый советский режим и про схожесть фашизма и коммунизма. И тут мне стало совсем грустно. Коммунисты вычеркнули то, что было до революции, либералы закрасили черным все, что было в СССР, а в итоге ничего хорошего не вышло. И забавно, что тыкая сталинистам в цену индустриализации и победы в ВОВ, кое-кто забывает про цену, которую заплатили люди в период гайдаровских реформ.

Так плавно переходим к путеводителю Лурье про Петроград накануне революции. От здания к зданию с приложением старых фотографий и описанием не только архитектуры и отделки, но и с историями про тех, кто жил или работал в этом  месте. Как функционировал госаппрарат, как получали должности, как ели, пили, гуляли и работали. Маршрут впрочем ограничен: Адмиралтейская часть и часть между Невским проспектом и Мойкой.

Кто читал или слушал Лурье, тот знает его манеру. Ничего нового тут прибавить нельзя. Занимательно, читается легко, любопытные выводы. Хотя, если подумать, вывод один: с 1914 года РИ была обречена. И вина тут не только хорошего человека Николая 2.

Мукусев, #ятестируюновыйредактор, размышления впечатления жизнь, Лурье, книги

Previous post Next post
Up