Вторая мировая загадка - 2

Oct 13, 2010 21:50


        "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Поговорка в случае с Ганфштенглем становится актуальной как никогда. Итак, Франклин Рузвельт и наш герой однокашники, значит - вылетели из одного гнезда. И это очень примечательное гнездо!

Ф.Рузвельт стремительно взлетел по политической лестнице при президенте Вудро Вильсоне - он стал заместителем министра ВМС США. И здесь уместно вспомнить о дорогом друге и советнике В.Вильсона, которому он даже доверял вести переговоры с представителями других держав о послевоенном обустройстве мира - полковнике Хаусе*. Этот "невоенный" полковник прославился тем, что именно он вершил политику США во время Первой Мировой войны, в том числе и формировал кабинет министров. Как я думаю, законопроект о создании Федерального Резерва (ФРС, существующей и поныне), появившийся через год после "создания" президента В.Вильсона, тоже дело рук товарищей, подобравших в свое время гениального политика на обочине исторических дорог. Итак, мы пишем "Вильсон назначил Рузвельта...", а читаем "Хаус назначил Рузвельта..."

Какие цели преследовал Хаус, появившись вновь на политической арене в 1911 году после выхода из тени десятилетнего отсутствия? Почему он "засветился" - ему что, подставных лиц не хватало? Это можно объяснить только одним - начиналась практическая реализация какой-то стратегии, какого-то плана. Я предполагаю, что в основе всех последующих событий лежит вот это:

Принципы Мэхэна

1. Море не барьер, а дорога. Всякий, кто рассматривает море как средство изоляции, как очень широкий «крепостной ров» между собой и соседом, в конце концов обнаруживает, что сосед уже поставил море себе на службу. То есть изоляционист неизменно проигрывает, так как добровольно отдает все выгоды тому, кто видит в море средство обмена.
2. Владение морем решает дело. Начиная от Пунических войн, по Мэхэну, тот, кто владел морем, был способен не только одерживать победы, но и пользоваться их плодами, и как высшая цель - создавать жизнеспособные мировые империи. По нему, Ганнибал, Александр, Наполеон - примеры обратного. То есть, не понимая важности владения морем, они не удержали свои империи, несмотря на военный талант.
3. Морская мощь - путь к владению морем. По Мэхэну, она состоит в свободе пользования морем, и воспрещении пользования им для противника. Обе задачи обеспечиваются сильным флотом - в первую очередь военным, но также и торговым.
4. Основа морской мощи - на суше. Как поддерживающая флоты экономика, так и базы, колонии и стратегически важные территории - ее необходимые составляющие. При этом он, в частности, постоянно выступал за необходимость обретения морской мощи Соединенными Штатами, в том числе сообщения между двумя океанами через Панамский канал (тогда еще не построенный).
5. Оборона своих берегов начинается у берегов противника - решающий характер наступления и глобальный характер войны.
6. Важность «большой битвы» - война решается генеральным сражением.
7. Второстепенный, нерешительный характер крейсерской войны против торговли.

Выводы Мэхэна
Суть войны состоит в борьбе за морское господство.
Главное внимание должно уделяться линейному флоту - который, в свою очередь, должен стремиться уничтожить линейный флот противника в одном генеральном сражении. По Мэхэну, Трафальгар решил исход Наполеоновских войн.
Нужны сознательные, последовательные усилия правительства в достижении этой цели как во время войны, так и до нее. То есть, морская мощь должна быть частью большой политики.
Если морское господство обеспечено (читай - линейный флот противника уничтожен), то обеспечена и защита торговли.

Альфред Тайер Мэхэн - американский военный морской теоретик и историк, контр-адмирал (1906), один из основателей геополитики. Окончил Военно-морскую Академию США (1859), участвовал в Гражданской войне 1861-1865 на стороне Севера. В 1886-1888 и 1892-1893 президент военно-морского колледжа в Ньюпорте. В 1893-1895 командовал крейсером «Chicago», с 1896 в отставке.
Во время испано-американской войны 1898 член Морского комитета по стратегии, в 1899 член американской делегации на Гаагской конференции.Автор трудов с большим фактическим материалом, которые сформулировали закономерности войны на море. Одновременно с английским военно-морским теоретиком и историком Ф. Х. Коломбом обосновал теорию «морской мощи», или «морской силы» (англ. Sea Power). Согласно этой теории, завоевание господства на море признавалось основным законом войны и целью, обеспечивающей победу над противником и завоевание мирового господства.

Источник: Википедия

С этими принципами были знакомы Джон Фишер в Англии и Альфред фон Тирпиц в Германии. Об этих принципах, скорее всего, знал полковник Хаус и Ко. И уж точно знал Франклин Рузвельт, занимая должность флотского зама, и которому выпала в последующем честь несмотря на проблемы со здоровьем выполнить часть какого-то плана, основанного на этих принципах.

Сейчас начало Первой Мировой одни пытаются представить как стечение обстоятельств, другие - как "наезд" на Россию. Однако США представлены в образе белой овечки, которая воспользовалась ситуацией, пока все волки грызлись между собой, и скушала всю травку на лужайке. Только вот случайностей, благоприятных для США, в ХХ веке слишком много - также как и допущенных ошибок.

* Историю полковника Хауса (и сопутствующих событий) достаточно интересно описал житель Америки Alexandrov_G, в своем цикле статей "Луковица" - посмотреть эту, а также другие работы, можно здесь: http://lib.rus.ec/a/61493

Продолжение следует...

История, Торговые связи, Политика

Previous post Next post
Up