ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ СЦЕНАРИСТА от Ивана Емельянова

Sep 03, 2018 20:08





«Когда вы садитесь писать сценарий, представьте, что вы сидите не за столом перед чистым листом бумаги, а в пустом кинозале и смотрите кино на большом экране. Смотрите на экран и записывайте все, что на нем происходит.

Все просто и очевидно? Конечно, я не открыл Америку, об этом, например, говорили и Александр Миндадзе и Аарон Гузиковски («Пленницы»). Но это действенный способ написать именно сценарий, а не киноповесть, кинороман, киноочерк или наглядное пособие по сценарному мастерству. И это верный способ освободиться от пут структуры и всех правил. (Особенно меня умиляет кочующее из учебника в учебник правило никогда-никогда не использовать флешбеки.) Когда вы пишете, выкиньте этот бред из головы. Дело в том, что только вы хозяин вашего сценария. Есть только вы и ваши герои, которые чего-то хотят, с кем-то спорят, короче, живут.

Кстати, просьба не путать этот «секрет» с частыми советами «показывать, но не рассказывать», т.е. двигать сюжет действием, а не болтологией в диалогах. Совет хороший, но это всего лишь техническая деталь, которая вытекает из знания «секрета».

Еще раз для закрепления материала: смотрите свой собственный фильм как обычный зритель (большой экран, вы один в зале) и просто фиксируйте то, что видите.



Вы же сели посмотреть самый крутой фильм на свете, так ведь?
Вам же очень интересно его смотреть?
Вы ведь точно такого не смотрели?
Вы же замечаете, где «сценарист» схалтурил? Посмейтесь над этим недотепой и покажите, как надо писать прямо сейчас, забабахав классную сцену.
Вы же видите, на каком месте вас потянуло в сон? А не ткнуть ли нерадивого «сценариста» карандашом?
Вас же раздражает этот герой, который болтается (да еще и болтает) не пришей к кобыле хвост?
А че ниче не происходит-то?
А, ну понятно, охранник в супермаркете и есть убийца, хотя…

На самом деле, в этом весь кайф сценариста, именно он первый зритель самого классного фильма на свете, причем с возможностью хорошенько пнуть ленивого автора фильма и вовремя исправить ситуацию.

Пятый элемент - это вы и ваше кино на воображаемом экране.

Если у вас есть любимый фильм, значит, вы уже прожили структуру, она сидит у вас внутри.

Каким бы вы ни были уникальным, согласитесь, что большинство фильмов на IMDB с оценкой выше 7.5 вам нравятся, как и миллионам зрителей. Поэтому прислушивайтесь к себе при «просмотре» вашего фильма и будьте честными перед собой. Если вы сделаете что-то интересное для себя, это будет интересно и продюсерам и редакторам и остальным зрителям. Если вы записываете то, что видите на «экране», это легко представят и первые читатели вашего сценария. Кстати, еще один мудрый афоризм родился, хоть на стену вешай - не пишите кино, а записывайте.

«Секрет» не отменяет книг по сценарному мастерству. Если у вас затык, ваш внутренний киномеханик запил и сжег пленку в проекторе на самом интересном месте, можно зяглянуть и в учебник. Использовать его как трафарет, уже имея основной костяк, а главное, душу фильма.

Уже потом в ваш воображаемый кинозал набьются редактора, продюсеры, режиссеры, которые будут вносить свои правки, советовать и поругивать. Но чтобы они набились, для начала нужно…

…ну вы поняли».

Иван Емельянов - писатель, сценарист

Иван Емельянов, секрет сценариста

Previous post Next post
Up