КАКИЕ СТРАХИ ДВИЖУТ ВАШИМ ГЕРОЕМ?

Jul 15, 2018 20:08





Есть несколько базовых эмоций, которые мотивируют человека с первого сознательного момента его жизни. И самый важный из них - это страх. Мы бы не выжили на этой планете, если бы не научились избегать то, что угрожает нашему существованию. Цель хорошего сценариста - создать такой характер, который будет настолько реальным, как мы сами. И большинство хорошо прописанных персонажей реагируют именно так, как мы сами. Плачут и радуются именно так, как мы сами плачем и радуемся. И боятся именно того, чего мы сами боимся.

Далее - шесть ситуаций, мысль о которых заставит вашего героя трепетать от ужаса.

1. Потерять то, что любит

Большинство из нас может справиться с любой проблемой, которая касается только нас. Наша слабость проявляется тогда, когда беда случается с теми, кого мы любим. Поэтому важно в самом начале определить, что (или кого) любит ваш герой. Так и проявится его слабость. Конечно, мы можем восстановить протагониста против самых могущественных сил Вселенной и написать захватывающую историю. Но это не гарантирует, что зритель обязательно будет ей сопереживать. Ему, как правило, более понятны ситуации, когда герой борется за кого-то - тогда возникает ощущение, что он боится потерять то, что любит.



В «Кэрол» главная героиня боится потерять свою дочь, которую обожает больше всего на свете. Так и будет, если она покорится своим чувствам к Терезе Беливе. В ходе всего сюжета Кэрол выбирает - жить ли ей той жизнью, которая ей по душе, или потерять самого дорогого человека. В «Миссис Даутфайр» Дэниэл Хиллард также боится потерять детей. В половине фильмов с участием Мела Гибсона похожая ситуация. Эти истории работают, потому что мы знаем, какие чувства люди испытывают по отношению к своим детям. Мысль, что они могут их потерять, буквально худшее, что многие зрители могут себе представить.

2. Страх одиночества

В «Молодом Шерлоке Холмсе» есть сцена, в которой главного героя спрашивают, кем он хочет быть, когда вырастет. Он оглядывается, видит свою подругу и отвечает: «Я хотел бы никогда не оставаться один». Как потеря ребенка, так и страх одиночества является старейшим, наиболее базовым из тех, что мы испытываем. Даже самые убежденные интроверты ему подвержены.

Авторы фильма «Лучше не бывает» обыгрывают его как центральный конфликт. В большинстве романтических комедий именно страх одиночества являются движущим мотивом героев. Картина «Сорокалетний девственник», по крайней мере, вращается вокруг этой темы. Главные герои фильмов «Почти знаменит», «Красота по-американски» и даже «Эта прекрасная жизнь» борются именно с этим страхом.

3. Не достигнуть цели

Многие люди самоутверждаются в своей работе. То, чем они профессионально занимаются, их любимая сфера деятельности, становится тем, через что они себя сами определяют. Многими героями движет то же самое. В настоящей жизни у нас так много целей, что мы иногда путаемся. И нам комфортнее на экране видеть героя с одной-единственной целью, которая в итоге и достигается. Мы с нетерпением ждем, когда это случится.

В фильме «Крид: Наследие Рокки» Донни Джонсон боится, что покажется смешным, если не сможет достигнуть своей цели. Он готов на все, чтобы этого не произошло. Многие спортивные фильмы вращаются вокруг этой темы. Стоит назвать хотя бы «Парень-каратист», «Огни ночной пятницы», «Малышка на миллион». И разумеется, этот страх работает и в других жанрах. В «Мизери» страх Пола Шелдона, что он не сможет достичь своей цели и не сбежит от Энни Вилкс, становится таким нутряным, что мы сами сжимаем подлокотники, представляя свой страх в подобной ситуации.

4. Оказаться раздетым (или раскрытым)

Это обычное ощущение. Человек получает новую работу, а заодно и страх, что все узнают, что он мошенник и непрофессионал. Порой эти страхи проявляются в том, что во сне мы видим себя в школе или в других общественных местах раздетыми. Многие из нас испытывают сильное беспокойство, когда наступает угроза, что все узнают, кем они являются на самом деле. И мы готовы сделать многое, чтобы этого не случилось.

В фильме «В центре внимания» героя Робби Робинсон расследует коррупционное дело и по иронии судьбы сам боится оказаться раскрытым. В «Бруклине» Эллис учится у своих друзей, как аккуратно есть спагетти, потому что она боится, что ее не примет итальянская семья ее друга. Иногда ставки выше, чем просто спагетти. В «Нецелованной», например, Джози Геллер боится, что в средней школе, о которой она пишет репортаж, узнают, кто она на самом деле. В «Отступниках» Билли весь фильм избегает разоблачения, которое будет стоить ему жизни.

5. Вынужденно жить со своими ошибками

Прошлое всегда всех настигнет. По крайней мере, мы боимся, что это произойдет.
И мы знаем, что ошибки неизбежны, но надеемся, что их последствия не будут долговечными.
Фильм «Оправданная жестокость» - о том, что с ошибками прошлого надо разбираться. В «Тайне их глазах» герой весь сюжет пытается искупить свою вину за то, что не встретил свою подругу в пекарне - эта ошибка стоила той жизни. Он чувствует, что если убийцу осудят, ему не придется жить с этим воспоминанием всю жизнь. И движущей силой этой истории является именно страх. В «Списке Шиндлера», «Стыде» и «Непрощенном» протагонисты боятся, что им придется жить с осознанием вины всю оставшуюся жизнь.

6. Страх не заслуживать чего-то

Мы все чувствуем себя недостаточно хорошими. Иногда нам кажется, что мы недостойны наших супругов. В глубине души мы всегда испытываем страх по поводу нашей значимости. Это приводит к глобальной эпидемии - чувству незащищенности. Когда мы не чувствуем себя в безопасности, мы говорим то, чего не хотели бы. Делаем то, о чем впоследствии жалеем. Становимся такими, какими не являемся. И персонажи ничем не отличаются от нас.

Мы сопереживаем этим героям, потому что сами боимся быть недостойными чего-то. Говорят, что лучшие истории имеют психотерапевтический эффект. И мы ощущаем его, когда видим, как герой преодолевает свою неуверенность, когда он наконец верит в себя - и для нас это своего рода надежда.

Источник: la-screenwriter.com
***
Художница Сильвия Пелиссеро (Silvia Pelissero), акварель

страхи, герой, сценарист, сценарий, эмоции

Previous post Next post
Up