СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ для «чайников»

Jun 09, 2018 12:08





1. У героя вроде бы всё хорошо. При этом мы видим, что его что-то мучает, но он сам не осознаёт, что именно. Он находится не на своём месте.
2. Случается неприятность, которая называется провоцирующим инцидентом. То есть случается то, что заставляет героя покинуть его мир. Например, в фильме «Властелин колец» к Бильбо Бэггинсу, у которого всё хорошо, приходит Гэндальф и говорит: «Давай-ка, братец, бери кольцо и отнеси его туда-то». То есть происходит что-то, что выкидывает героя из его привычного мира.
3. Герой пытается всё исправить.
4. Ему кто-то мешает, сделав что-то неожиданное для героя.
5. Герой делает что-то неожиданное для противника.
6. Действия героя приводят к неожиданному результату.

Если в вашем сценарии будут эти шесть элементов, то ваше кино состоится, его будет интересно смотреть, это уже будет рабочая история. И дальше вокруг этого вы можете накручивать всё, что угодно.

Должны ли все эти элементы быть в короткометражном кино? Да, в истории должны быть все эти элементы. Но на экране вы можете не все их показывать. С чего можно начинать историю дуэли? Например, была дуэль между Максом Волошиным и Николаем Гумилевым. Начинаем с того, что Макс Волошин придумал писательницу Черубину де Габриак, и они начинают дразнить Гумилёва. Всё это приводит к разрыву между поэтами и к дуэли. В итоге Макс уехал в Коктебель и остался жив. А Гумилёв остался в Петербурге и был убит.



Я, конечно же, сейчас всё упрощаю. А можно начать с мгновения, последовавшего за пощёчиной: затемнение и голос Анненского говорит, что Достоевский правильно написал, что у пощёчины мокрый звук. А всё, что предшествовало этому, мы убираем за кадр. То есть в истории всё это было, но мы всё это отправляем за кадр.

Мы начинаем историю сразу же с действия. Вы так же можете начать рассказывать историю с самого начала по пунктам, а можете отрезать что-то и начать историю с того, что герой, например, уже в полных проблемах и пытается всё исправить. И в процессе этого исправления мы узнаём о том, что у него когда-то было всё хорошо, но случилась неприятность.

Можете начать ещё дальше: кто-то пытается помешать герою, всё исправить. Коль скоро у вас короткометражное кино, то наша задача сделать всё максимально концентрированней, вы можете закончить до того, как закончится история. То есть не рассказывать, чем история закончилась, подвесить её на высокой ноте.

Есть такой фильм «На последнем дыхании» - римейк знаменитого одноименного фильма Жан-Люка Годара с Ричардом Гиром в главной роли, где в финале героя фильма окружают полицейские, он берётся за два пистолета и тянет их вверх. Нам не показывают, чем история закончилась, но мы прекрасно понимаем её финал.

Другой вариант - фильм «Тельма и Луиза», финальная сцена: мчится машина навстречу каньону, за ней куча полицейских машин. Машина с героинями отрывается от края пропасти, летит вперёд и дальше засветка. Мы не видим, как машина разбилась. Мы прекрасно понимаем, чем закончился фильм. Но этот закрытый финал нам просто не показали. Нам дали понять, что будет дальше. Или фильм «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», где в финале герои с пистолетами в руках выпрыгивают навстречу полицейским, дальше «стоп кадр», за кадром выстрелы. Нам опять не показали, чем это закончилось, но мы прекрасно понимаем финал истории.

Александр Молчанов, онлайн-курс «Сценарий за неделю»:
http://shichenga.ru/news/scenarij_za_nedelju_besplatnyj_onlajn_kurs_11_17_ijunja/2018-05-16-566

Спешите зарегистрироваться! В понедельник начинаем!

Сценарий за неделю, структура сценария, сценарная мастерская

Previous post Next post
Up