Автор: сценарист Иван Емельянов
Оговорюсь сразу - это не законы и правила, которых нужно обязательно придерживаться каждому сценаристу. Эти приемы точно помогают мне и могут пригодиться вам.
1. Придумай конец
Написание сценария, как поездка на машине с навигатором. Пока нет пункта назначения, то и маршрут не прокладывается. Когда попадешь в пробку, голос рано или поздно скажет “Есть более быстрый маршрут. Поехали?”. Без пункта назначения этого голоса не будет.
2. Записывай с воображаемого экрана
Тот самый “главный секрет сценариста”, о котором я уже писал. Когда пишешь сценарий, представляй себя в пустом зале и смотри будущий фильм на большом экране.
3. Держи в голове, что фильм - как секс
Простая схема: предварительные ласки, сам акт, достижение кульминации, финал. Все действия идут по восходящей, как по лестнице.
4. Разбей будущий фильм на 6-7 мини-фильмов
Этот простой прием однажды перевернул мой взгляд на создание сценария. Если взять любой фильм, будь то арт-хаус, хоррор или Тарантино, это почти всегда будет сборник из маленьких фильмов по 10-15 минут с началом, серединой и концом.
Понимание этого правила невероятно облегчает процесс написания сценария, позволяет быстро выстроить структуру, решает “проблему 2-го акта” и фокусирует внимание на истории, а не на схеме с поворотными точками, мидпойнтами и т.п.
5. Сталкивай героев в диалоге
Противостояние и несогласие могут быть открытыми, а могут быть и скрытыми. Но несогласие делает диалог энергичнее и ритмичнее, делает его глубже. В идеале из фраз героев должен рождаться неозвученный третий смысл.
Пример плохого диалога:
- Который час?
- Два часа, десять минут.
Пример диалога получше:
- Который час?
- Не волнуйся, ты будешь на высоте!
В первом случае - мы ничего не можем сказать о героях и ситуации.
Во втором примере мы можем представить двух людей, которым предстоит важное событие, один из них нервничает, второй - близкий человек, который пытается воодушевить первого.
Источник: kinodramaturg