Что делать, если сценарный труд вас не кормит? Скажем, если у вас пока нет заказа на 16-серийный сериал. И приходится вламывать целый день в нелюбимом офисе? И это такой офис, что требует все ваше внимание весь день, а после рабочего дня уже ни на что не остается сил. Что делать?
Найдите другую работу!
Такую, которая позволит вам заниматься тем, что вы считаете настоящим делом. Или пишите до работы.
Когда я начинал писать, трудился криминальным репортером в газете. Все сотрудники приходили в редакцию к десяти, а я приходил к восьми, чтобы успеть до начала работы написать пять страниц романа. Роман этот был издан, хотя и не стал бестселлером. А привычка писать каждое утро осталась.
Давайте проверим, как у вас получается. Попробуйте в течение одного обычного вашего дня фиксировать все, что вы делаете. Каждый час останавливайтесь и записывайте, что вы делали в этот час. Но будьте честными. Фиксируйте все, включая те моменты, когда вы отвлекались. В конце дня посмотрите, на что вы потратили ваше время.
Сколько вы отдали сценарной работе? Нисколько? Вы никогда не напишете сценарий.
Сколько потратили на спорт? Нисколько? Очень скоро у вас начнутся проблемы со здоровьем. Или уже начались.
Сколько провели с семьей? Нисколько? Рано или поздно у вас начнутся серьезные семейные проблемы.
Про саморазвитие и вовсе забыли? Ну…
Так вы цели не достигнете.
То есть, конечно, бывали случаи, когда человек вдруг бросал все, садился и за один уик-энд писал гениальный пилот или полный метр, который в итоге становился успешным фильмом. Но такой фокус можно провернуть только один раз. Второй сценарий так уже не напишешь. И 16 серий тоже.
Итак, главный секрет сценарного, да и любого другого, тайм-менеджмента прост: нужно поставить цель, определить, что вам нужно для ее достижения и выделить время для того, чтобы ее достичь. Если цель большая, нужно искать постоянные таймслоты в течения дня, которые будут заполнены ежедневной работой, приближающей вас к цели.
А теперь несколько правил, соблюдение которых поможет вам находить резервы времени в самых неожиданных местах:
ОЦЕНИВАЙТЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ДЕЛА
Оценивайте задачи адекватно и планируйте на их выполнение столько времени, сколько нужно - не больше и не меньше. Это касается не только глобальных проектов, но и повседневных мелочей. Определите, сколько времени занимают ваши обычные занятия - сходить в магазин, сделать уборку, доехать до центра и т.д. Если вы можете оценить затраты времени на то или иное дело, вы можете выделить в своем расписании на него именно столько, сколько нужно. И в итоге - сэкономите время. Вам не придется ждать где-то или опаздывать.
ДЕЛАЙТЕ ВСЕ ВОВРЕМЯ
Вовремя снимайте показания счетчиков, вовремя оплачивайте штрафы за неправильную парковку, вовремя платите налоги и кредиты. Если не делать это вовремя - возникнут проблемы, на решение которых придется потратить гораздо больше времени.
КОНТРОЛИРУЙТЕ ПЕРЕМЕНУ ЗАНЯТИЙ
Когда вы больше двух часов занимаетесь чем-то, концентрация снижается. Меняйте занятия. Поработали над сценарием - пробежались в парке - сходили с женой в кино. В итоге всё успели, хорошо себя чувствуете и все вами довольны. За два часа в день в течение пяти дней вы напишете больше, чем если будете четыре дня раскачиваться, а на пятый просидите за работой десять часов. Первые два часа - самые эффективные.
ИЗБЕГАЙТЕ ТЕХ, КТО ВОРУЕТ ВАШЕ ВРЕМЯ
Есть коллеги и заказчики, которые отнимают ваше время, ничего не давая взамен. Например, заказчики из разряда «кофе-сигареты», которые любят встречаться с авторами, делиться с ними идеями (каждый раз новыми) и предлагать «подумать над сюжетом». Если вы видите, что эти встречи ни к чему не приводят - прекращайте общение. Скажите, что вы заняты. Даже если это не так. В данной ситуации лежать на диване и смотреть в потолок - более осмысленное и полезное занятие. Вдруг вы придумаете гениальный сюжет? Болтая с дураками вы уж точно ничего не придумаете.
ДЕЛЕГИРУЙТЕ
Кажется, что сценарист - не такая уж важная персона. Что ему делегировать? Однако не бывает, что человек одинаково силен во всех областях сразу. Например, вы любите писать сценарии, но не любите общаться с заказчиками. Найдите агента, который будет делать это за вас. Не любите составлять отчеты для налоговой? Найдите бухгалтера, который снимет с вас эту головную боль. Не любите писать диалоги? Найдите диалогиста, который… стоп-стоп, а сами-то вы что собираетесь делать?
БУДЬТЕ ГОТОВЫ ЗАНЯТЬ СЕБЯ
Имейте в запасе занятие, если вдруг появится свободное время. Например, сорвался проект и у вас появились три свободных недели. Можно пересмотреть «Клан Сопрано», а можно написать пьесу. Так пусть же у вас лежит наготове план пьесы и ждет своего часа. Пришли к нотариусу, а там очередь? Это не проблема, если у вас в сумке лежит интересная и полезная книжка.
СОВМЕЩАЙТЕ ЗАНЯТИЯ
Есть занятия, от которых вы не можете отказаться, но которые хорошо совмещаются с другими занятиями. Например, у вас маленький ребенок, который с трудом засыпает и его приходится укачивать в коляске. Можно просто списывать это время в убытки, а можно смотреть в это время кино на планшетнике или слушать лекции. Когда еще вы сможете пересмотреть всего Бергмана и Годара и еще прослушать лекции по курсу MBA?
ДЕЛАЙТЕ ПАУЗЫ
Не нужно стараться забивать каждую минуту своего дня полезной деятельностью. Однажды я заметил, что теряю довольно много времени на поездки в метро - просто стою и слушаю в плеере Death-металл. Я решил ликвидировать это упущение и стал слушать лекции по экономике. И сразу заметил, что стал сильнее уставать. Внимание рассеивалось, настроение портилось. Дело в том, что эти мои двадцать минут Death-металла - это были мои минутки отдыха, очень важные и нужные. А для лекций по экономике можно найти другое время. Например, время укачивания ребенка.
ЕШЬТЕ ЛЯГУШЕК, КОГДА НЕТ АППЕТИТА
В тайм-менеджменте есть такое понятие - «съесть лягушку». Это неприятное дело, которого никак нельзя избежать. Бизнес-тренеры советуют съедать лягушку с утра. Я не думаю, что это правильно. Нужно есть их тогда, когда нет аппетита. Когда у вас и так плохое настроение. И ничего не хочется делать. Вот тогда и нужно делать дела, которых вы стараетесь избегать. Скажете, и так плохое настроение, а тут еще вы со своими лягушками? А вы попробуйте! Когда в следующий раз у вас будет плохое настроение, сделайте то, что вы давно откладывали - позвоните в ЖЭК насчет перегоревшей лампочки в коридоре, или что там еще вы не любите. Поверьте, после того, как вы это сделаете, ваше настроение улучшится!
И одним несделанным неприятным делом будет меньше.
Удачи!
P.S. Эта статья была написана за 1 час 42 минуты.
Ваш
М.
И не пропустите - 1 июня мы открываем набор на "Базовый сценарный онлайн-курс":
http://shichenga.ru/index/0-2