Автор: Эльвира Барякина
Хотите научиться писать так, чтобы ваш текст цеплял читателя с первой фразы?
У меня для вас две новости: одна плохая, а другая хорошая.
Плохая новость: волшебный литературный слог вырабатывается годами - неустанной практикой и бесконечным редактированием.
Хорошая новость: существуют несколько правил, которые помогут сразу улучшить ваши тексты - здесь и сейчас. Ошибки у всех новичков более или менее одинаковые, и если их исправить, ваши книги и статьи сразу перейдут в другую весовую категорию.
1. Разбивайте длинные предложения на короткие или средние
В школах нас учат писать длинными заковыристыми фразами - чтобы мы разобрались со сложносочиненными предложениями, причастиями и деепричастиями.
В результате многие начинающие авторы выдают фразы вроде этой:
Маша весь вечер крутилась у буфета, заглядывая внутрь, раскладывая мысленно посуду по полочками, которых было очень много, волнительно вздыхая, пересчитывая множество ящиков и отделений, куда можно было бы поставить и тарелки, и сахарницы, и соусники, и чашки, и блюдца, и даже огромного размера супницу, которую ей подарила мама на прошлый день рождения.
Ну как? Легко читается?
Наш мозг воспринимает информацию небольшими блоками, которые удобны для понимания и запоминания, и если этого не учитывать, рождаются вот такие предложения-монстры.
Что делать?
Разбивайте сложное предложение на несколько простых. Если фраза изобилует лишними кренделями, задумайтесь: оно вам надо?
Я бы написала так:
Маша весь вечер крутилась у буфета. Она мысленно раскладывала посуду по многочисленным полочками и в волнении просчитывала, куда можно поставить чашки, а куда - огромную супницу, подаренную мамой на прошлый день рождения.
Читать стало гораздо легче, правда? В тексте появился “воздух”, а отсутствие лишних деталей никак не повлияло на саму картинку.
2. Разбивайте абзацы-кирпичи
Вы, наверное, много раз встречали статьи, которые отпугивают один своим видом. Громоздкий монолит, тянущийся на всю страницу, - это зрелище не для слабонервных.
Причина, по которой мы заранее, не вчитываясь, отвергаем подобные тексты, кроется в следующем: наше подсознание не хочет иметь дело с неудобоваримой информацией.
В каких случаях надо нажимать кнопку “Enter”? А вот в каких:
дается новая мысль
появляется новый персонаж
ведётся прямая речь
происходит смена декораций
герой мысленно отправляется в прошлое или в будущее
«камера» направляется на другой объект.
Иван открыл сейф и принялся перекладывать деньги в сумку.
Анна молча смотрела на него и думала о том, что между ними все кончено: сейчас ее муж уйдет навсегда.
Видите? “Камера” как бы переместилась от Ивана к Анне, - и поэтому тут нужен новый абзац.
3. Вы точно знаете, что хотите сказать читателю?
Прочитайте эту фразу:
В искусстве все на нервах, на эмоциях, на таланте, да и не только, но, ведь бывает же и так, что результаты радуют, ласкают душу, ублажают, и в эти моменты, затраты и потери, конечно же, кажутся какими-то странными недоразумениями, вовсе, может быть, не обязательными.
Вопрос: Что хотел сказать автор?
Зачастую корявый слог - это отсутствие идеи как таковой. Автор что-то чувствует, ему хочется передать эти ощущения читателям, но он не продумал, что именно ему надо донести до окружающих.
В этом примере даже поправить ничего нельзя, потому что не ясно, а зачем эта фраза была написана.
4. Убирайте абстракции!
Если за фразой не стоит конкретного образа, у читателя не включается воображение, и ему заранее становится скучно.
Доклад на конференции по безопасности информационного обеспечения вызвал ощущение недоверия.
С интересом читаются только те тексты, которые можно смотреть как “внутреннее кино”, или которые вызывают четко определенные эмоции.
5. В вашем тексте не должно быть фраз “ни о чем”
Экономьте время читателя (и свое тоже)! Если предложение ничего не добавляет тексту, его надо удалять хирургическим путем.
Девушка была прекрасна. В ней все было красиво - и глаза, и волосы, и фигура. Всем своим видом барышня напоминала чудесный цветок.
Угу, девушка у нас - цветок, а автор - фонтан, который льет “воду” на головы бедных читателей. Они не дураки: они с первого раза все поняли про девушку - зачем повторять одно и то же?
Верные кандидаты на вылет:
предложения-дублеры
штампы
банальности
общие слова
чересчур подробные описания (см. пример с посудой, приведенный выше)
Кстати, знаете, откуда берется привычка лить “воду”? В студенческие годы мы старались нарастить объём докладов и курсовых по нелюбимым предметам: накрутишь, навертишь “умных слов” - глядишь, профессор “зачет” поставит.
Диплом получен, предмет благополучно забыт, но мерзкая привычка осталась… Наверное, это месть богини познания, которая так и не простила студентов-халтурщиков.
Ну, ничего - мы с ней как-нибудь договоримся насчет познания чего-нибудь другого - более полезного для писателей.
Источник:
https://www.avtoram.com/5-pravil-horoshego-literaturnogo-sloga/