Сценарист Джон Бучер, автор книг The Inside Out Story и Secrets of Short Visual Storytelling, о том, как придумать для персонажа эффектную тайну и разоблачить ее.
Хорошо ли вы лжете? Избегаете ли карточных игр? Боитесь, что ваши манипуляции выдаст выражение вашего лица?
В реальной жизни мы держим в тайне какие-то вещи, а в мире истории наш герой может блефовать. Одна из главных функций автора - придумать, как и почему это может происходить. Ниже четыре «карты», которыми вы можете воспользоваться, чтобы «не раскрыть» вашего героя.
1. Валет пик: темный секрет
У многих людей в прошлом произошло какое-то событие, о котором они не хотели бы вспоминать. В любом человеке время от времени проявляется что-то плохое. Некоторые тратят целую жизнь на то, чтобы исправить одну жестокую ошибку. Другие предпочитают хранить ее в тайне. Лэйни Брукс («Я улыбаюсь в ответ») скрывает свои сексуальные пристрастия и наркотическую зависимость от мужа и детей. Рудоль Абель («Шпионский мост») идет на многое, чтобы сохранить в секрете все, что он выучил, как разведчик обучаясь в СССР. Весь сюжет фильма «В центре внимание» строится вокруг темной тайны.
Хотя все эти примеры взяты из драм, секреты могут стать хорошей основой и для комедии. В «Немножко беременна» Элисон пытается скрыть свою беременность от коллег и друзей. Герой Стива Кэррела в «Сорокалетнем девственнике» хранит тайну о своей девственности от коллег. В «Мальчишнике в Вегасе» Фил, Стю и Алан не говорят невесте своего друга Дага, что он пропал. Блефуя, каждый из этих героев остается в игре, но ненадолго. Хороший драматический конфликт требует, чтобы герои в итоге раскрыли свои карты.
2. Туз: редкое умение
Некоторые классические персонажи оказывались героями поневоле. Нам нравится смотреть, как некто, обладающий возможностью изменить ситуацию, избегает этого, по крайней мере на короткое время. Часто в историях, как и в жизни, человек, который имеет больше всего возможностей решить проблему, - последний, кто согласится это сделать. Максимус («Гладиатор») отказывается править Римом и противостоять Коммоду. Он хочет вернуться к мирной жизни с женой и сыном. Но история становится интереснее, когда герой отказывается от своих желаний и должен воспользоваться своими редкими способностями.
Почти все главные персонажи в новом «Безумном Максе» - герои поневоле, которые блефуют друг с другом до того момента, когда должны объединиться, чтобы достичь цели.
3. Королева червей: истинное желание
Стремление скрыть свои истинные чувства к другому человеку - явление распространенное. В случае, если нам кто-то нравится, мы блефуем насчет чувств, так как боимся, что они не будут взаимны. А если мы кого-то презираем, нам не хочется, чтобы о нашем истинном отношении узнали, чтобы не вызвать конфликт. Холден и Бэнки («В погоне за Эми») в конце открывают друг другу свои тайные желания, и это разрушает их отношения. В «Горбатой горе» Эннис и Джек поддаются своему скрытому желанию и в течение оставшегося времени в истории пытаются справиться с последствиями этого.
Во всех этих историях истинные желания героев становятся двигателем сюжета и раскрываются только тогда, когда героям есть что терять.
4. Джокер: правда о том, кто мы есть
Мы все носим много масок. Мы можем легко поменять одну на другую в зависимости от внешних обстоятельств и людей, с которыми мы встречаемся. Герои, которые блефуют насчет того, кем они являются, случайно или намеренно должны оказаться разоблачены. В «Дэдпуле» Уэйд Уилсон не может скрывать свою личность и признается во всем Ванессе, которую очень любит. Он боится, что ложь, скрытая под маской, будет важнее, чем их любовь. В «Легко ли быть одной» Робин в конце концов говорит правду о том, кем она является, ради комедийного и драматического эффекта.
Какие бы секреты ваши герои ни хранили в течение всей истории, важны обстоятельства, при которых они будут раскрыты. Разоблаченный блеф окупится лишь в том случае, если он того стоил. Мотивация, которая будет стоять за блефом, также должна быть предоставлена в самом начале истории. Иначе сценарист сам будет блефовать в игре со зрителем.