[Четыре правила из книги Мортимера Адлера "Как читать книги"]
Правило 1
Это правило касается определения ключевых слов и словосочетаний. Взаимодействие состоится только в том случае, если вы поймете, какое значение вкладывал автор в эти слова и фразы. Важно не просто понять само слово, но и определить, какой смысл за ним стоит.
Главным моментом синтетического чтения является интерпретация. Несомненно, важны логика и грамматика, без этих качеств вы не сможете правильно прочесть книгу. Нельзя забывать, что язык не единственное средство для передачи мыслей, тем не менее автор прилагает максимум усилий, чтобы читатель понял его именно так, как хочется автору и не споткнется о многозначность.
Читая книгу, всегда обращайте внимание на то, к какому веку относится издание. В ХIХ веке некоторые слова имели совсем другое значение, нежели сегодня.
Ключевыми словами любой книги считаются те, которые не вписываются в рамки обыденности. В учебной литературе по геометрии такими словами являются: отрезок, точка, прямая. В экономических трудах это будут термины: услуга, товар, капитал.
Когда ключевые слова будут вами определены, попытайтесь понять, всегда ли они применяются в единственном значении или таких значений несколько. Следите, как в зависимости от контекста может меняться значение. Сложные места следует выделять. Не будет лишним повторить, что пометки являются неотъемлемой частью переработки текста, их можно оставлять на полях или делать в блокноте.
Если какой-то термин вам неведом, обратите внимание на слова, которые стоят вокруг него, и определение которых вам доподлинно известно. Путем ошибок и повторений вы, наконец, устраните неясности и усвоите материал. В дальнейшем вам будет гораздо легче. Не помешает составить словарь выражений и терминов автора. Это значит, что ключи следует выписать в одну колонку, а рядом необходимо пометить их значение. Таким образом, вы сможете понять различие между словарем автора и существующей терминологией. Проработав слова, перейдите к фразам, после них к предложениям. Предложения содержат в себе некие утверждения того, что автор считает правдивым, а что лживым. После этого в силу вступает правило номер два.
Правило 2 и 3
В этом правиле автор аргументирует свою точку зрения, ведь не каждый читатель должен безоговорочно верить каждому слову автора. Человеку необходимо понимать, как и почему то или иное явление связано с другим. При отсутствии аргументации текст очень сложно понять и его нельзя назвать качественным. Это будет всего лишь набор домыслов автора.
Из чего составлен аргумент? Из нескольких утверждений, которые умещаются порой в целый абзац. Такие маркеры, как: «то есть», «из этого следует», «значит», помогут читателю понять, что перед ним аргумент. К моменту аргументации читатель подходит в то время, когда делит текст на части. Если вам удалось найти аргументы, постарайтесь понять, из каких терминов и утверждений они состоят.
Все ли предложения содержат утверждения? Конечно, нет. Утверждения считаются ответом на вопрос. Несложно исключить из утверждений предложения выражающие намерения автора и вопросительные предложения. Их на самом деле может быть очень много и прорабатывать их, значит, терять время.
Сложное предложение может нести в своем составе несколько утверждений. Помимо этого в таких предложениях утверждения могут выступать и в роли аргументов. Может быть и совсем наоборот, то есть одно утверждение может быть растянуто на несколько предложений.
Поэтому рекомендуется проводить анализ с подключением правил русского языка, разделять предложения на сложносочиненные и сложноподчиненные. Нельзя жалеть силы и время на детальный разбор.
Зачастую автор помогает читателю отыскать главные предложения. Об этом он может предупреждать прямо, говоря, что следует обратить внимание на это замечание. Иногда такие предложения могут быть выделены курсивом или могут идти отдельным блоком. Все важные предложения могут содержать в себе выводы и быть очень тесно связаны с аргументами. Выявляя подобные предложения, выделяйте в них утверждения. Немалую помощь в этом деле вам окажут термины, которые вы нашли ранее, работая с ключами.
Работайте над абзацами. Некоторые из них содержат в себе информацию второстепенного значения, которая абсолютно не важна для вас. Значит, сосредоточить свой мозг нужно на тех абзацах, в которых скрыта основная аргументация автора.
Можно даже выделить из каждого абзаца по одному предложению, которые будут нести в себе основной смысл, а вместе составят мощный аргумент. Понятно, что чем больше книга, тем труднее это сделать. И придется немало потрудиться, чтобы собрать аргумент. Но не зря же великие книги называют великими. В них очень часто содержатся выводы и пояснительные главы. Половина вашей работы уже заранее проделана автором, это значительно облегчает понимание произведения.
Правило 4
Настал черед последнего правила этой главы и (после того, как вы достигли многого) выполнить его совсем не сложно. Необходимо проверить правильность своих выводов после прочтения книги. Спросите у самого себя, какую цель ставил перед собой автор? Удалось ли ему это сделать с успехом? Постепенно вы приблизитесь к оценочной стадии. Теперь вам уже не занимать опыта, чтобы иметь возможность вступить в спор с автором.