[из книги Мортимера Адлера "Как читать книги"]
Правило 1
Поэтому правило первое: приступая к чтению книги, определите ее предназначение. Заголовки, главы, пролог, аппарат издания помогут вам отличить научную литературу от художественной. На правильный путь направит даже оформление. Ведь в математических изданиях вряд ли вы увидите забавные иллюстрации, точно так же как и в произведения Лермонтова вам не встретятся химические формулы.
Книги, не относящиеся к художественной литературе, делятся на теоретические и практические. Первые могут содержать информацию о каком-либо факте, а практические учат читателя, как и что делать. К последним можно отнести кулинарные и медицинские справочники.
В теоретических изданиях не существует глаголов, выражающих упор на действие: «может», «должен». В них упор направлен на существование объекта: «находится», «является». Такие книги могут быть естественнонаучными, историческими и философскими. Историки в своих трудах затрагивают темы, рассказывающие читателю, когда и как происходили те или иные события. Книги, освещающие не повседневные события, относятся к разряду научных. А вот на повседневный опыт опираются, как правило, философы.
Грамотный читатель может заметить, что эти три типа применяют разные способы аргументации. После небольшой практики вы тоже сможете это понять. На первых порах очень сложно безошибочно и быстро разделять книги по этому принципу.
Правило 2
Оно звучит так: читатель должен уметь передать основной смысл книги в нескольких фразах. Как это сделать? Необходимо научиться определять тему и главную мысль книги, понимать целостную структуру произведения. Второе правило тесно связано со следующим.
Правило 3
Призывает читателя выделить все составляющие книги и выстроить их последовательность. Представьте книгу целым и разложите ее на части. В некотором роде она может напомнить вам ваше жилище, в котором все располагается на своих местах: окна, двери, пол, крыша. В произведении не существует ничего лишнего, свое определенное место есть у каждой фразы. Великие книги содержат самую прозрачную и четкую структуру. Это еще один аргумент в пользу чтения лучших произведений.
Зачастую автор книги отображает ее суть в предисловии. Но это не говорит о том, что нужно слепо доверять написанному, надо позволить себе мыслить шире. Только прочитав книгу от корки до корки, можно понять ее истинную суть. Если ваше представление не ложится в одну линию с мнением автора или ваших коллег, читавших эту же книгу, не стоит пугаться. Читателей очень много и каждый из них мыслит по-разному и имеет свое восприятие, свой способ передачи и формулировки информации.
Третье и второе правило следует применять одновременно. Пытаясь понять суть, вы помимо своей воли начнете разбирать части, из которых построена книга. Чтобы упростить понимание давайте попрактикуемся.
Предположим, что вы прочитали некое произведение. Первым делом вам нужно определить, какой теме оно посвящается. После этого можно разложить все по полочкам: основной замысел состоит из трех частей.
Первая часть гласит об одном явлении, вторая повествует о другом, третья затрагивает то-то и то-то. В первой части можно выделить два пункта, каждый из которых посвящен чему-то. А каждый пункт включает в себя несколько утверждений. Именно так выглядит правило в идеале. Всем известно, что идеала достичь трудно, и если вы хоть немного приблизились к нему при выполнении задания, это говорит о ваших упорных стараниях.
Обращать внимание следует и на разделение текста по главам. Этот план заложен самим автором, но вам требуется выработать свой. И он вовсе не должен полностью совпадать с оригиналом.
Правило 4
Это правило потребует от читателя четкого понимания проблем, описанных в книге. Попытайтесь поставить себя на место автора и попробуйте понять, какие вопросы он себе задавал в то время, пока трудился над произведением. Какая проблема в книге главная, а какая упоминается лишь поверхностно. Какие ответы автор дает на поставленные вопросы. Подобные вопросы могут иметь теоретический характер (Что это? Какие оно имеет черты?) и практический (Какой цели добивается? Что нужно предпринять для ее достижения?). Если вы с этим разобрались, то можете заслуженно себя похвалить.