Александр Бородянский. Три важных качества сценариста:
ФАНТАЗИЯ. НАЧИТАННОСТЬ. УСИДЧИВОСТЬ
Для сценариста, с моей точки зрения, важны 3 вещи. Если у человека нет фантазии - это не сценарист. Надо обладать таким талантом - уметь врать. Только не обманывать людей, а придумывать, фантазировать, как дети все время фантазируют. Вот у меня, когда спрашивают, сколько мне лет, я всегда говорю 94. Не задумываясь. Или 27. Потому что 66 - скучно.
В принципе, все люди могли бы быть сценаристами, но когда они подрастают, взрослые все время их одергивают: «Не ври! Не обманывай! Не придумывай!». Вот у кого остается это качество, все время придумывать, и не потому, что сценарий пишешь, а в жизни - тот может быть сценаристом. Если нет этого качества, он может делать экранизации, например.
Второе качество - очень важна «начитанность». Все равно есть законы драматургии, которые важно знать. Для этого надо изучить всю мировую литературу, драматургию. Я, например, и сейчас часто смотрю кино и постоянно нахожу в нем что-то для себя новое.
Третье - усидчивость. Надо сидеть и работать. Я, бывает, работаю по 16 часов в день. Никто из моих студентов так не вкалывает. Они думают, что пришло вдохновение - написал. Они же все, естественно, о Голливуде мечтают, об Оскаре. Но никакой Оскар им не светит при таком подходе.
Александр Бородянский, сценарист («Афоня», «Мы из джаза», «Дежа вю», «Палата № 6»)