Выбор следующего проекта

Feb 09, 2018 20:08


Советы сценаристу: КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ СВОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПРОЕКТ



Марио О. Морено, сценарист, соавтор книги «Карманная инструкция по написанию сценария», а также преподаватель курсов The Writer’s Store, поделился с сайтом Scriptmag советами, как не ошибиться в выборе следующего сценария.

Вопрос: какой сценарий писать следующим?

Просто, не правда ли? Выберите идею с наибольшим потенциалом, сварите кофе, откройте пустой файл в Final Draft и начинайте работать, пока не дойдете до конца.

Не все так гладко.

То есть, пустой файл и кофе - это прекрасно, но как насчет «перспективного сценария X»?

По своему опыту могу сказать: каждый раз, когда я решал гнаться за успехом (выбирал идею, потому что думал, что другие посчитают ее «коммерческой», «продвинутой» или «концептуальной»), реакция на мои работы была гораздо менее восторженная, чем я ожидал.

Это не значит, что идея написать что-то с коммерческим потенциалом плоха (мы все надеемся написать что-то, что другие захотят прочесть и увидеть), просто какой бы у вас ни был уровень мастерства, он не сможет скрыть халтуру. Создание чего-то потому, что вы предвкушаете коммерческую прибыль - это халтура. Скорее всего, читатели почувствуют, что автор хотел побыстрее закончить работу и забрать гонорар. Но гонорара он может так и не получить.



Сайт Screenwriterunknown указывает, что в год пишется примерно 30-50 тысяч сценариев, sellascript утверждает, что эта цифра составляет 80-100 тысяч. По данным The Scoggins Report, в этом году продано 110 оригинальных сценариев. Даже если добавить сюда независимые фильмы, цифры просто поражают. Это как лотерея, только требует гораздо больше сил.

Источники идей бесчисленны. Вы можете адаптировать новость, найти роман в статусе всеобщего достояния и даже по-современному взглянуть на сказку - и это далеко не все варианты. Но, как я всегда говорю своим ученикам, неважно, откуда взялась идея: вы должны задать себе следующие вопросы.

- Почему я хочу рассказать эту историю?

- Что я хочу исследовать с помощью этой истории?

- В чем состоит моя эмоциональная связь с ней?

- Почему я единственный человек во всем мире, который может рассказать эту историю именно так?

Вы должны искать ответы внутри себя. Копайте глубже и найдите, что вами движет. В собрании эссе «Дзен в искусстве написания книг» Рэй Брэдбери спрашивает:

«Как давно вы писали историю, излив на бумагу свою истинную любовь и истинную ненависть? Когда в последний раз вы осмеливались выпустить на волю свои предубеждения, которые вы так цените, и позволить им обрушиться на бумагу подобно удару молнии? Что в вашей жизни лучшее, а что - худшее, и когда вы, наконец, решитесь об этом прошептать или прокричать?»

Это не значит, что нужно писать автобиографию. Это значит, нужно испытывать настоящее воодушевление по поводу того, что вы пишете, будь это «срез жизни» или самый фантастический вымысел, когда-либо появлявшийся на свет.

Истории должны что-то значить, у них должна быть цель. Если вы испытываете трудности с определением этой цели, попытайтесь выйти на нее через протагониста: в конце концов, его дилемма, по сути, - это метафора вашего подсознания, созданная, чтобы разобраться с проблемой, которую вы в данный момент стараетесь решить. Так на что вы надеетесь и чего боитесь? Как эти страхи и надежды отражаются в вашем главном герое?

Гораздо важнее задавать вопросы, чем находить на них идеальные ответы. Сама история может вас удивить, по мере того, как она обретает форму.

Много раз я сталкивался с ситуацией, когда казалось, что проект уже готов к производству, его отклоняли. Спустя какое-то время я смирился, что это - часть писательской жизни. Но такие случаи всегда стоили того, просто из-за самих проектов. Каждая история воодушевляла меня, мне хотелось увидеть, как ее расскажут,

Часто сценарий, у которого, казалось бы, нет особого коммерческого потенциала, который выглядит рискованным или слишком глубоко погружается в личные неврозы и самореализацию, приносит меньше всего сожалений и, как ни странно, больше положительных отзывов. Не верьте мне на слово - составьте список лучших фильмов своего времени и поинтересуйтесь историей их создания.

Если вы испытываете сильную эмоциональную связь с современной адаптацией сказки с элементами фантастики, рассчитанной на четыре основных категории зрителей, пусть. Вы можете заткнуть сомневающихся и оставить их в пепле своего превосходства.

Но что, если вы выбираете, какой из списка близких вам проектов писать дальше?

Если вы выбираете идею среди одинаково близких вам проектов, то, возможно, стоит дать этим идеям схлестнуться в битве. Подумайте.

- С чем мне будет интереснее провести следующие несколько месяцев или лет?

- Что больше всего нравится моим знакомым, когда я рассказываю им идею?

- Какая из идей, которые борются за мое внимание, завладеет моим интересом?

Попробуйте следующее упражнение: прямо перед сном задайте один ключевой вопрос каждой идее (обо всем, что еще не ясно, о том, что мешает вам сфокусироваться). Проверьте, какая из них первой ответит вам с утра.

Совет: пишите комментарии к каждому проекту на отдельных листах бумаги. Однажды в 3 часа ночи у меня случилось прозрение, и я взял ближайшую к себе бумажку, чтобы записать его суть. Оказалось, что она принадлежит другой истории, так что позже у меня возникло много проблем.

Позволив идеям устояться в течение нескольких недель, вы улучшите каждую из них, что в конечном итоге приведет вас к правильному выбору. Заставьте музу прийти к вам.

Если все остальное не увенчается успехом, пишите то, что выбрали бы после того, как врач сказал, что вам осталось жить всего шесть месяцев. Это самая лучшая формула из всех, известных мне: в итоге у вас будет кое-что гораздо более важное, чем деньги - меньше сожалений.

Уверен, многие люди, гораздо умнее и успешнее меня в своей карьере, не согласятся. Но они не оплатят мои счета и не согреют в холодную ночь. По крайней мере, работа над любимым проектом может сделать последнее.

В бизнесе, рассчитанном на результат, это сложно признать, но ведь все дело в самом процессе. По крайней мере, пока я не продам мой блокбастер на основе осовремененной сказки с элементами научной фантастики и узнаваемым брендом.

Источник: cinemotionlab

проект, Марио О. Морено, выбор, сценарист, сценарий

Previous post Next post
Up