Сценарист и критик Роберт Пилусо о главной ошибке большинства мужчин-сценаристов, которые пытаются сделать главной героиней своей истории женщину.
В какой-то момент многие мужчины-сценаристы поднимают руки вверх и сдаются. Они перестают пытаться вложить те же усилия в создание героев-женщин, которые они вкладывают в мужчин. Вместо этого в их сценариях появляются образы-клише из всем известного списка стерео/архетипов: шлюха с добрым сердцем («Красотка»), роковая женщина («Основной инстинкт»), доминирующая/недовольная мать («Титаник»), привлекательная девушка с большим пистолетом («Лара Крофт») и самая «лучшая» из них - бесхарактерная девушка с большой грудью.
Факт: это бесит многих талантливых актрис, не говоря уже о зрительницах, пришедших в кинотеатр. Факт: каждый год Американская киноакадемия копается в сотне фильмов, чтобы найти пять достаточно хорошо написанных и сыгранных ролей, чтобы оправдать пять номинаций в категории «Лучшая актриса». Факт: каждый день талантливая актриса спрашивает: «Тааак, моя героиня хочет сделать себе сэндвич... Зачем она в это время снимает майку?»
Пытаясь проанализировать потенциальных протагонистов-женщин, привожу здесь список нескольких «аркетипов». Они заметно отличаются от заштампованных архетипов, которые я упоминал выше. Каждый «аркетип» определяется аркой персонажа, которую он проходит на протяжении фильма. В отличие от уже упоминавшихся клише, эти персонажи определены своими отношениями не с мужчинами, а с самими собой как с самодостаточными личностями.
Героиня в плену обстоятельств
Похоже, наши дни не гарантируют шанса отправиться на поиски своей цели. Главная героиня «Эрин Брокович» - мать-одиночка, которой нужно заботиться о детях, долгие часы работать на изнурительной должности под начальством недальновидного босса, а также мириться с небольшой зарплатой в условиях бесконечных счетов и повышающихся цен на еду, а также ее молодым человеком - постоянно требующим внимания байкером. Возможно, этот тип героини является лишь вариацией на тему «героини в социальном плену», однако сейчас сложно найти людей, кто не попадал в похожие ситуации, будь то мужчины или женщины. Несмотря на это, Эрин настроена справиться с проблемами... и справляется. Кроме того, она помогает другим, когда никто этого сделать не может. Таким образом, она выполняет важную миссию - разваливает Большую Корпорацию, из-за которой многие семьи пострадали от рака. Режиссер Стивен Содерберг оставил арку персонажа открытой: «Стоил ли успех в борьбе с Большой Корпорацией той цены, которую заплатила героиня - потерянной любви и времени с детьми? Восполнит ли потерю крупная сумма денег?» Зрители, как мужчины, так и женщины, должны ответить на этот вопрос сами.
Героиня, достигающая самореализации
Первые три четверти фильма «Малышка на миллион» рассказывают о молодой женщине, которая хочет добиться того, чего хотела всю жизнь: стать боксером. Она усердно работает. Всегда пытается поступать правильно - даже когда окружающие с ней жестоки. При помощи Клинта Иствуда в роли наставника (кто, если не он?), Мэгги (Хилари Суонк) становится звездой ринга. По крайней мере, до тех пор, пока ее жизнь не портится в последнем акте. Тем не менее, она добилась своей цели.
Героиня, которая оказывается в личном аду
В фильме «Ребенок Розмари» одна из самых впечатляющих арок персонажа - не только женского, но и мужского. У Розмари (Миа Фэрроу) замечательный муж, замечательная жизнь и замечательная новая квартира. Она хочет быть матерью. Она беременеет. Никаких проблем, верно? Не совсем: в течение девяти месяцев рассудок медленно покидает ее пока все, кого она знает, либо умирают, либо предают ее. Действительно ли во всем виноваты гормоны или «происходит что-то странное»? Найдя свое призвание (материнство), Розмари теряет себя и теряет разум.